Что построил Путин за свой первый срок

__________________________________________

 

  Фриц Моисеевич Морген


]

Креаклы полагают, будто в России ничего важного не строится — только торговые центры и пивные ларьки. Что же, сейчас я сделаю им больно.

Для начала хочу поблагодарить одну организацию и одного человека. Организацию — Википедию, белоленточные админы которой безжалостно потёрли статью «хронология крупнейших российских проектов», хоть эта статья и жила себе спокойно даже в англоязычной Вики.

Человека — участника проекта Руксперт с никнеймом «Бульдозер», который перелопатил огромный объём информации, собирая в единый список все важнейшие стройки и проекты России.

Итак, вот что было построено только во время первого срока Путина, когда наша экономика едва начала отходить от целебных либеральных реформ. Отмечу, что в этот список попали только проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей.

Напомню, что Руксперт — это википроект. Если вы найдёте в статье ошибку или заходите её дополнить другими проектами, вы можете сделать это прямо на сайте:

http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты_(Владимир_Путин,_2000-2004)

Космонавтика и ракетная техника


(Международная космическая станция)

Международная космическая станция

О начале создания орбитальной станции объявлено в 1993 году. Первый модуль (российсо-американский «Заря») запущен в 1998 году, в том же году к нему пристыкован американский «Unity», затем в 2000 г. российский «Звезда», после чего в ноябре 2000 г. на станцию отправилась первая основная экспедиция. Позднее в эти годы были добавлены российский модуль «Пирс» и часть американских модулей. Успешно эксплуатируется по настоящее время, постепенно дополняясь все новыми модулями. Состоит из российского и американского сегментов, но в проекте также принимают участие Европейское Космическое Агентство, Канада и Япония.
Общая стоимость проекта по зарубежным оценкам составляет порядка 150 миллиардов долларов(ссылка).

РЛС «Волга», г. Ганцевичи, Беларусь

Радиолокационнная станция предупреждения о ракетном нападении. Строилась с 1980-х гг. Введена в строй в 2002…2003 гг. Достроена и эксплуатируется российскими Войсками воздушно-космической обороны(ссылка). На ближайшие десятилетия это, видимо, последняя капитальная РЛС такого размера — принятые впоследствии на вооружение российских войск ВКО быстровозводимые РЛС «Воронеж-М» и «Воронеж-ДМ» не только значительно совершеннее, но и намного дешевле(ссылка).

Авиация


(Бе-200)

Техническое усложнение современных самолетов, обусловленное во многом сложностью проектирования конструкций из композиционных материалов, привело к тому, что программы создания самолетов во всем мире становятся очень затратными. Не составляют исключения и российские проекты.

Бе-200

Cамолёт-амфибия, по ряду характеристик не имеет аналогов в мире. Может применяться для охраны водных поверхностей, экологических миссий, тушения пожаров, перевозки пассажиров и грузов. Первый полёт состоялся 24 сентября 1998, принят в эксплуатацию в 2003. Самолет экспортируется, реализуется государственная программа закупки 8 Бе-200 на 14 млрд руб. для задач ВМФ РФ. (ссылка)

Крупнейшие корабли и суда

Для военных кораблей не всегда известна их точная стоимость, однако практика кораблестроения показывает, что стоимость кораблей примерно пропорциональна их водоизмещению. Однако использование новейшего оборудования, конечно может заметно удорожать проект.

Эсминец «Фучжоу» проекта 956 «Сарыч»

Серия эсминцев проекта 956 и его модификаций строились с 1972 г. по 2006 г. Стоимость кораблей порядка 0,5…0,7 млрд долларов за штуку(ссылка). Ранее было построено 18 кораблей этого типа: 14 в советское время, 3 в период 1991—1993 гг. и 1 в 1999 г.. В этот период был введен в строй эсминец «Фучжоу» (ранее «Вдумчивый», «Александр Невский»), заложенный в 1989 г. и достроенный для ВМФ Китая в 2000 г.

Позднее были построены еще 2 корабля в 2005—2006 гг..


(Фрегат ВМС Индии «Тальвар»)

Фрегаты проекта 11356 типа «Тальвар» для ВМС Индии

Фрегаты этого типа строились для ВМФ Индии на основе переработанного проекта сторожевого корабля 11351. Стоимость каждого корабля — 533 млн долл. В этот период были введены в строй первые два корабля:
* «Talwar», заложен в 1999 г., вошел строй в 2002 г.
* «Trishul», заложен в 1999 г., вошел строй в 2002 г.
Третий фрегат первой серии «Tabar» вошел в строй в 2004 г. Позднее по немного измененному проекту были построены еще три фрегата этого типа.

Многоцелевая атомная подводная лодка К-335 «Гепард» проекта 971М «Щука-Б»

Серия атомных подводных лодок проекта 971М «Щука-Б» строилась в СССР и России с 1984 по 2012 г. Всего было построено 15 единиц, еще несколько не достравивались. После распада СССР вступило в строй 8 подводных лодок этого типа: 6 в 1991—1995 гг., 1 в этот период и 1 в январе 2012 г. (последняя достраивалась специально для сдачи в долгосрочную аренду ВМС Индии). По сообщениям СМИ(ссылка) меется еще одна недостроенная подводная лодка этого типа, которая также может быть достроена для сдачи в аренду ВМС Индии. В этот период завершено строительство К-335 «Гепард», которая строилась с сентября 1991 г. и вошла в строй в 2002 г.

Подводные лодки проектов 877, 636 и их модификаций

Проект 636 представляет собой переработку проекта 877 («Палтус» он же «Варшавянка»), поэтому все эти подводные лодки часто называют «Варшавянками». Стоимость каждой составляет 13 млрд рублей. (ссылка) Ранее советское время с 1980 г. было введено в строй 32 подводных лодки этого типа. Позднеее построены еще 12 кораблей: 8 в 1991—1996 гг. и 4 в 1996—1998 гг.. В этот период была введена в строй подводная лодка S64 «Sindhushastra» проекта 877ЭКМ для ВМС Индии (строилась в 1998…2000 гг.).

Позднее были построены еще 10 кораблей: 8 в 2004—2006 гг. и 2 в 2009 г. Строительство кораблей этого типа продолжается и сейчас.

Морские порты

Порт Приморск

Первая очередь нефтеналивного порта с двумя причалами под танкеры построена с нуля на Балтике в 2000 — декабре 2001 гг. с целью избавиться от необходимости использования оставшегося в Латвии Вентспилса. Является конечной точкой Балтийской трубопроводной системы. В дальнейшем порт достраивался и в настоящее время успешно эксплуатируется.

Железные дороги


(Ладожский вокзал)

Ладожский вокзал

Современный вокзальный комплекс в Санкт-Петербурге, построен в 2001—2003 гг. Единственный городской транзитный вокзал (со сквозным движением поездов). Построен по принципу «интеллектуального здания» и является одним из самых крупных и технологически передовых вокзалов Европы. Пригородные поезда прибывают на подземный (нижний) ярус здания, поезда дальнего следования — на верхний ярус. Обеспечена удобная пересадка на станцию метро и городской наземный транспорт. Стоимость проекта — 9 млрд рублей в ценах начала 2000-х гг. (ссылка)

Электрификация Транссибирской магистрали

Проект стартовал в 1927 г., но на 1991 г. неэлектрифицированными оставались порядка 880 км магистрали(ссылка). Завершение проекта в 2002 г. (через 75 лет после его начала) позволило организовать на Транссибе сквозную проводку поездов весом 6 тыс. тонн и уменьшить простои на станциях при смене локомотивов. Только в пусковой комплекс последнего участка длиной 175 км вложено 2,5 млрд рублей в ценах тех лет(ссылка) (свыше 10 млрд в ценах 2012 г.).

Электрификация железной дороги Волховстрой-1 — Кошта

Проект завершил электрификацию направления Санкт-Петербург — Вологда на одном из самых загруженных участков отечественных железных дорог протяженностью 350 км(ссылка). Проект осуществлялся с 1998 по 2001 г.(ссылка) Стоимость проекта 7,4 млрд рублей в ценах тех лет(ссылка).

Спрямление Веребьинского обхода

Как известно, Николаевская железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой была построена в 1851 г. практически точно по прямой. Однако на трассе долгое время существовал Веребьинский обход — изгиб, породивший легенду о «пальце Императора», помешавшем прочертить линию дороги совсем ровно по линейке. На самом деле с 1851 по 1881 г. дорога была прямой, но из-за резкого перепада высот в районе крупнейшего на трассе и одного из крупнейших на то время в мире железнодорожных мостов через долину реки Веребья возникали проблемы с движением грузовых поездов. Поэтому в 1874 г. было принято решение не заменять деревянный мост на металлический, как делалось для остальных мостов на трассе, а построить его обход, который позволил уменьшить уклон.(ссылка)

Обход функционировал до 2001 г., когда на старом месте был возведен новый мост через реку Веребья и подходы к нему. Получившийся улон не представляет проблем для современной железнодорожной техники. Спрямление позволило уменьшить путь поездов на 6 километров и увеличить скорость их движения. Стоимость проекта 2,47 млрд рублей в ценах 2001 г.(ссылка), что составляет порядка 15 млрд рублей в ценах 2012 г.

Автомобильные дороги

Третье транспортное кольцо, г. Москва

Восьмиполосная магистраль, построенная в 1997…2003 г. Общая протяженность — 36 км, из них 19 км эстакад и 5 км тоннелей. Стоимость проекта 4,6 млрд долларов.(ссылка)

Развязка Коломенского проезда и Нахимовского проспекта с Варшавским и Каширским шоссе в Москве

Представляет собой соединение Коломенского проезда и Нахимовского проспекта восьмиполосным тоннелем, проходящим под Варшавским шоссе, Каширским шоссе и железной дорогой павелецкого направления с соответствующими развязками. В ходе строительства применены уникальные технические решения — впервые в мировой практике проведено строительство тоннеля под действующей железной дорогой без остановки движения, для чего был сооружен специальный защитный экран, а сами железобетонные секции тоннеля продавливались под насыпью(ссылка). Развязка строилась с 1998 по 2002 г., стоимость 2,3 млрд рублей в ценах тех лет(ссылка) (около 15 млрд рублей в ценах 2012 г.)

Линии метрополитена

Станция Геологическая Екатеринбургского метрополитена

Станция «Геологическая» построенной ранее первой линии Екатеринбургского метрополитена была фактически открыта в конце декабря 2002 г. (официальное открытие уже обслуживавшей пассажиров станции состоялось в январе 2003 г.). Станция технически сложная — глубокого заложения, пересадочная, имеет дополнительный этаж, на котором расположена станция проектируемой третьей линии(ссылка), поэтому, по-видимому, является достаточно дорогой для крупного проекта. Достройка первой линии Екатеринбургского метрополитена продолжалась и позднее.

Строительство Московского метрополитена


(Станция «Бунинская аллея», Москва)

Строительство метрополитена в крупнейшем городе Европы не имеет альтернативы, поэтому Московский метрополитен, открытый в 1935 г., хоть и разными темпами, но постоянно строился и до, и после этого периода. В рассматриваемое время введены в строй следующие крупные проекты:
* Участок Пражская — Бульвар Дмитрия Донского Серпуховско-Тимирязевской линии. Длина 5,5 км, введен в строй в 2000…2002 гг., содержит три новых станции.
* Реконструкция станции Воробьевы горы. См. Реконструкция Лужнецкого метромоста.
* Станция Парк Победы. В 2003 г. на Арбатско-Покровской линии, введена в строй самая глубокая и, по некоторым оценкам, самая дорогая станция Московского метрополитена — Парк Победы, имеющая две платформы для организации в последующем пересадочной станции.
* Бутовская линия. Первая линия лёгкого метро в России и двенадцатая линия Московского метрополитена. Примыкает с юга к Серпуховско-Тимирязевской линии (происходит пересадка), в 2013 г. должна быть также продлена на севере и связана с Калужско-Рижской линией. Длина — 5,6 километра, включает 5 станций, на 2/3 выполнена в виде надземной эстакады. Стоимость строительства составила 6.6 млрд рублей в ценах 2003 года, когда линия была открыта. (ссылка)

Крупнейшие мосты

6 из первых 10 или 10 из первых 20 длиннейших мостовых переходов России были открыты в 2000-е и 2010-е годы. (ссылка) См. также фотообзор больших мостов, построенных в России в 21-м веке: 1-я часть, 2-я часть, 3-я часть.

Кинешемский мост

Автодорожный (по первоначальному проекту — совмещенный) мост через Волгу в Ивановской области. Строился с 1982. Открыт в 2003 г. с увеличенным количеством полос для автотранспорта, но без железнодорожного хода. Стоимость проекта 6,4 млрд рублей в ценах 2003 г.(ссылка)


(Пилон Сургутского моста)

Сургутский мост

Мост длиной 2110 м (основной пролет 408 м) черезь Обь у г. Сургут. Один из крупнейших мостов Сибири и крупнейших вантовых мостов в мире. Строился около 5 лет, введен в строй в 2000 г. (ссылка) На начало 2013 г. мост полностью загружен, планируется строительство дублера.

Мост через Каму на дороге Р239 (первая очередь)

Самый длинный мост в России (13967 м). Первая очередь строилась с 1992 по 2002 г. Строительство второй очереди было заморожено. (ссылка)

Реконструкция Лужнецкого метромоста

Реконструкция совмещенного автомобильного и метромоста через Москву реку велась с 1983 г. по 2002 г. Открытая на нем в 1959 г. первая в мире расположенная на мосту станция метрополитена «Воробьевы горы» реконструировалась вместе с ним. За это время пришлось заменить большую часть конструкций моста, так как при его строительстве для обеспечения укладки бетона в зимнее время была использована поваренная соль, что впоследствии привело к быстрому выходу из строя железобетонных конструкций(ссылка). При этом для перестройки моста строителям пришлось строить фактически новые временные мосты для линии метро.

Крупнейшие тоннели


(Северомуйский тоннель, восточный портал)

Северомуйский тоннель

Самый длинный (15 343 метра) тоннель на территории России и бывшего СССР, расположенный на севере Бурятии. Входит в состав Байкало-Амурской магистрали. Строился с 1977 по 2003 г. Общая стоимость тоннеля 16 млрд рублей в ценах 2003 года.(ссылка)

Аэропорты и аэродромы

Комплексная реконструкция аэропорта Домодедово, Москва

Комплексная реконструкция аэропорта Домодедово В рамках коренной реконструкции 1999—2003 гг. аэропорт был практически полностью перестроен без прекращения деятельности, что позволило привести его к современному на тот момент техническому уровню и обусловило резкий рост пассажиропотока (годовой рост составлял: в 2001 году — 40 %, в 2002 году — 73 %, в 2003 году — 43 %)(ссылка). Стоимость проекта оценивалась в 286 млн долларов в ценах тех лет.(ссылка)
Работы по развитию аэропорта продолжались и позднее.

Нефтяные и газовые месторождения

Заполярное нефтегазоконденсатное месторождение

Расположено в южной части Тазовского района Ямало-Ненецкого АО. Инфраструктура строилась с 1994 г. Введено в строй в 2001 г., в 2004 г достигло проектной ощности по сеноманской залежи.(ссылка) Инвестиции только за период 1994…2001 гг. составили 140 млрд рублей. (ссылка) На местороджении с 2001 г. работает самая крупная в мире установка комплексной подготовки газа 1С. (ссылка) На месторождении позднее велось освоение валанжинских (неокомских) залежей.

Нефтепроводы

БТС

Балтийская трубопроводная система — нефтепроводы к российским портам на Балтийском море. В декабре 2001 года была введена в эксплуатацию первая очередь БТС, в марте 2006 года — вторая очередь БТС. Стоимость проекта оценивалась в 2 млрд долларов вценах тех лет(ссылка).

КТК

Построенный в 1999—2004 гг. нефтепровод проходит по территории России и Казахстана к порту в Новороссийске. Владелец — Каспийский трубопроводный консорциум. Длина трубопровода 1511 км, пропускная способность 28,2 (с присадками 35) млн тонн в год. Стоимость проекта 2,67 млрд долларов(ссылка). Запущен в 2001 г.(ссылка), хотя полной пропускной способности достиг к середине 2004 г. В настоящее время проводится крупный проект по расширению нефтепровода.

Гидроэнергетика


(Водоводы Загорской ГАЭС)

Загорская ГАЭС

Гидроаккумулирующая электростанция в Московской области мощностью 1200 МВт в турбинном режиме и 1320 МВт в насосном. Строилась с 1980 г. по 2003 г. В настоящее время строится вторая очередь ГАЭС.

Атомная энергетика


(Ростовская АЭС)

Ростовская (Волгодонская) АЭС

Строилась с 1977 г. Введена в строй в 2001 г. с одним энергоблоком типа ВВЭР-1000 стоимостью более 100 млрд рублей. С 2001 по 2010 гг. носила название «Волгодонская АЭС». Станция достраивалась и позднее.

Тепловая энергетика

Проекты расположены в порядке возрастания мощности отдельных энергоблоков.

Энергоблок № 2 Харанорской ГРЭС

Три примерно одинаковых по мощности энергоблока расположенной в Забайкальском крае ГРЭС вводились в строй в 1995, 2001 и позднее в ноябре 2012 г. Электростанция работает на местном буром угле. Стоимость только третьего (мощностью 225 МВт) — 11 млрд рублей. (ссылка)


(Северо-западная ТЭЦ, Петербург)

Северо-западная ТЭЦ, г. Санкт-Петербург

Первая в России ТЭЦ с парогазовым циклом. Строительство первой очереди, включающей энергоблок на базе парогазовой установки ПГУ-450Т осуществлялось с 1994 по 2000 г. Позднее в 2006 году был построен второй энергоблок. Электрическая мощность энергоблока составляет 450 МВт, тепловая — 350 Гкал/час. Стоимость строительства двух энергоблоков составляла 750 млн долларов в ценах 2002 года. Планируется строительство еще двух энергоблоков. (ссылка) (ссылка)

Энергоблок № 2 Нижневартовской ГРЭС

Второй энергоблок ГРЭС, расположенной в Ханты-Мансийском АО, введен в строй в 2003 г. Мощность 800 МВт. Строительство второго энергоблока обошлось в 2000…2003 гг. в 6 млрд рублей в ценах тех лет(ссылка). Аналогичный первый энергоблок станции был построен ранее в 1993 г. На начало 2013 г. на станции строится третий энергоблок.

Металлургия

Волгореченский трубный завод

Крупный трубный завод в Костромской области. Построен в 1999 г., на рынок вышел в 2000 г. До 2011 г. в завод вложено 10 млрд рублей(ссылка). На начало 2013 г. проходит крупный проект по дополнительному расширению производства(ссылка) (см. Крупные российские проекты (строящиеся)).

Техническое перевооружение Магнитогорского металлургического комбината

Крупный металлургический завод, основанный в годы первых пятилеток. С начала 2000-х активно модернизируется. В этот период введены в строй множество относительно мелких объектов общей стоимостью несоклько десятков млрд рублей и
агрегат непрерывного горячего цинкования производительностью 500 000 тонн оцинкованного проката в год стоимостью 54 млн долларов в ценах тех лет, что составляет порядка 10 млрд рублей в ценах 2012 г. Последний строился с 2000 по 2002 г.(ссылка)

Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность

Модернизация производства «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка»

Крупнейший нефтеперерабатывающий завод компании Лукойл. К 2001 г. в первый этап модернизации и расширения производства было вложено более 700 млн долл. С 2011 года планируется новая реконструкция стоимостью 84,5 млрд рублей. (ссылка) (ссылка) (ссылка)

Машиностроение

Автомобильный завод Форд (Завод Ford Motor Company), г. Всеволжск, Ленинградская область

Завод открыт в 2002 г. и стал одним из первых в Петербургском автокластере. Объем инвестиций составил 330 млн долларов(ссылка) (из них первоначальные — 150 млн долларов(ссылка)).

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы


(Магас, администрация президента Ингушетии)

Строительство г. Магас

Решение о строительстве нового административного центра республики Ингушетия принималось на федеральном уровне в 1993…1995 гг. Город основан в 1995 г., в 2000 г. стал столицей республики Ингушетия. Не смотря на то, что вследствие недофинансирования проекта первоначальной стоимостью порядка 150 млрд рублей в ценах 2012 г. намеченный объем работ выполнен не был, уже к 2007 г. в город было вложено порядка 25 млрд рублей(ссылка). В начале 2012 г. население города насчитывало 6 тыс. жителей, город продолжает активно строиться.

Связь, телекоммуникации и обработка данных

Развертывание сетей мобильной связи стандарта GSM

Началось развертывание сетей мобильной связи второго поколения стандарта GSM фактически с 1993 г. и в основном завершилось в 2003 г., когда сотовая связь появилась на территории Чечни.(ссылка) Позднее, с 2007 г. начали развиваться сети третьего поколения, а сети стандарта GSM расширяться большей частью в отдаленных местностях. По некоторым оценкам(ссылка) только операторы «большой тройки» потратили на строительство сетей GSM к 2007 г. по 4…5 млрд долларов каждый, то есть общая сумма инвестиий, с учетом региональных операторов, может составляеть порядка 15 млрд долларов.

Технопарки и особые экономические зоны промышленно-производственного типа

Зоны с особым экономическим режимом и специальной инфраструктурой для поддержки развития прежде всего наукоемких производств, иногда — промышленности, логистических комплексов и т. п. Могут серьезно отличаться размерами, экономическим режимом и размером инвестиций как со стороны организаторов, так и со стороны компаний — резидентов этих парков и зон. Крупнейшие из них вполне попадают под определение крупных проектов.

Петербургский автокластер

Крупный кластер производства автомобилей и автокомпонентов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области начал активно развиваться и достиг размеров крупного проекта именно в это время, хотя активно развивался и позднее. Были введены в строй следующие основные проекты:
* производство автобусов Scania (Швеция), запущено в 2002 г. (ссылка)
Крупным проектам относится:
* производство легковых автомобилей на заводе в г. Всеволожск Ленинградской области. (ссылка)

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий


(Восстановленный Константиновский дворец)

300-летие Санкт-Петербурга

На программу подготовки Санкт-Петербурга к 300-летнему юбилею, отмечавшемуся в 2003 году, выделялось 40 млрд рублей в ценах 2001 г.(ссылка). Была проведена массовая реставрация исторических фасадов, открыт парк 300-летия Санкт-Петербурга. Был восстановлен разрушенный в Великую Отечественную войну Константиновский (Большой Стрельнинский) дворец с ландшафтным парком 18-го века — теперь здесь размещается государственный комплекс «Дворец конгрессов».

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.7 (всего голосов: 3).

реклама 18+

 

___________________

 

___________________