Последняя социология показывает, что на гипотетическом референдуме о членстве Сербии в Евросоюзе большинство ее населения выступило бы против.
Таковы данные исследования агентства Ipsos, передает корреспондент «ПолитНавигатора».
Так, против евроинтеграции выступают 44% граждан, за – 35%, 21% не определившиеся или отказавшиеся отвечать. Как правило, снижение уровня поддержки вступления в ЕС приходилась на кризисные ситуации — когда росло давление на Косово или когда объявлялась пандемия короновирусной инфекции. Однако такого обвала поддержки, как в последние недели, никогда не случалось.
Марко Ульяревич, директор Ipsos, в интервью для «Blic» заявил, что впервые за время отслеживания тенденций, связанных с евроинтеграцией, фиксируется, что сербы не проголосовали бы за вступление в ЕС на возможном референдуме.
«В марте у нас был резкий рост числа противников евроинтеграции. Прошедший месяц принес нам продолжение тенденции роста числа противников вступления в ЕС с еще более резким снижением числа сторонников интеграции. Сейчас у нас 34,9% граждан, которые поддержали бы вступление Сербии в ЕС на референдуме, а 43,8% проголосовали бы против», – отметил Ульяревич.
Он объясняет ситуацию связью с проведением специальной военной операции на Украине.
«Несмотря на то, что в последние годы Сербии удалось сбалансировать свою международную политику, нынешние обстоятельства таковы, что ежедневное давление на Сербию с целью принятия решения и присоединения к санкциям против России, безусловно, заставляет граждан принимать другое решение в отношении Союза.
Конечно, Россия не сидит сложа руки, а использует свою мягкую силу, которая исходит, прежде всего, из энергетической зависимости Сербии, а также поддержки в международных организациях, связанных со статусом Косово, но это не видно публично», – подчеркнул социолог.
На вопрос, как он объясняет, что до сих пор большинство людей в Сербии поддерживало интеграцию, Ульяревич сказал, что, несмотря на негативные настроения, большое количество граждан рационально подходит к европейской интеграции, поэтому в стране постоянно было около двадцати процентов, или около миллиона сербских граждан, которые голосовали бы на референдуме утвердительно, несмотря на то, что лично они не очень положительно относятся к ЕС.
«Когда мы добавляем к этим рациональным тех, кто имел положительные настроения и в то же время поддерживал европейскую интеграцию Сербии, у нас всегда было большее количество граждан, которые проголосовали бы за присоединение на референдуме. Поэтому поддержка евроинтеграции имеет не только эмоциональную составляющую, но и рационально выражена в равной или большей степени», – говорит Ульяревич.
Отвечая на вопрос, кого сербы выбирают, Россию или ЕС, он ответил, что навязанная дихотомия Россия или Запад не является парадигмой, которую страна должна принять в качестве основы для принятия решений.
«Для Сербии важно проявить зрелость и поставить свои интересы на первое место, а также попросить своих партнеров о более высоком уровне понимания и поддержки. Хотя я осознаю трудности реализации этого на практике», — резюмировал Ульяревич.