Заявление премьер-министра Дании Метте Фредериксен о необходимости уничтожения всех датских норок из-за опасности мутации коронавируса, сделанное в ноябре 2020 при отсутствии юридических оснований, является «объективным грубым введением в заблуждение». К такому выводу пришла специальная комиссия, занимавшаяся изучением беспрецедентного шага властей, имевшего тяжелые последствия для пушного звероводства, которое является одной из важных отраслей национальной экономики, сообщает в четверг агентство Ritzaus Bureau.
Свои заключения комиссия изложила в докладе, где говорится, что Фредериксен «субъективно не располагала знанием или намерением это сделать» (распорядиться об уничтожении всех норок, содержавшихся на звероводческих фермах), что, в свою очередь, означает неосведомленность премьер-министра об отсутствии юридических оснований для подобной меры. Комиссия также отмечает, что в ее компетенцию не входит юридическая оценка действий главы правительства: имели ли здесь место «умысел» или «грубая неосторожность». Вынести оценку этому эпизоду должен парламент, так же, как и принять решение о соответствующих последствиях. Это может быть как порицание, так и разбирательство в федеральном суде. По мнению комиссии, к ответственности должен быть привлечен целый ряд чиновников.
Сама Фредериксен на состоявшейся 29 июня пресс-конференции отвергла любые утверждения о том, что ее действия могут стать предметом судебного разбирательства.
«Я не считаю, что в этом вопросе присутствуют основания для рассмотрения в Верховном суде. В течение всего этого процесса я все время говорила, что как премьер-министр не знала об отсутствии необходимых юридических оснований», — заявила она.
Между тем критики главы правительства считают, что действия Фредериксен стали возможны в результате изъятия соответствующих полномочий у профильных министерств и сосредоточения их в канцелярии премьер-министра, а потому большая часть ответственности лежит на ней. В своем докладе комиссия отмечает среди прочего, что канцелярия датского премьера «приняла на себя всеобъемлющую и руководящую роль в процессе принуждения [к уничтожению норок]».
Оппозиционные партии требуют, чтобы независимые юристы рассмотрели отчет и предоставили информацию о том, есть ли основания для подачи иска против премьер-министра или каких-то чиновников.
Специальная комиссия по расследованию действий правительства в ситуации с забоем норок в Дании, решение о создании которой принял парламент, начала работу в октябре 2021 года. Ей предстояло оценить, имелись ли законные основания для принятия кабинетом решений по этому вопросу. Было собрано более миллиона документов и электронных писем и проведено более 70 допросов, например, с премьер-министром, министрами и официальными лицами. Комиссия представила свой окончательный отчет 30 июня.
Первый случай коронавируса на датской норковой ферме был зарегистрирован в июне 2020 года, позже была обнаружена его мутация, которая также могла распространяться среди людей и потенциально иметь серьезные последствия для вакцинации против COVID-19. Датское правительство 4 ноября 2020 года постановило уничтожить на зверофермах всех норок (до 17 млн) из-за опасности заражения людей мутировавшим коронавирусом. Но вскоре оказалось, что власти могли требовать от звероводов массового забоя животных только в двух случаях: если на какой-то конкретной ферме выявлена инфекция или сама ферма находится в зоне эпидемической опасности, поэтому кабинету нужно было принимать по этому поводу особый закон, но на момент принятия решения об уничтожении юридических оснований для забоя всех этих животных не было.
Забой заразившихся коронавирусом норок обошелся более чем в 600 млн крон ($90,6 млн). К этой сумме также нужно добавить расходы по захоронению и эксгумации животных, а также компенсацию звероводам, поскольку 600 млн крон — это стоимость лишь забоя, очистки, дезинфекции и необходимой для этого материальной составляющей. Общая масса забитых норок составила 13,3 тыс. тонн. В январе 2021 года было решено, что заводчики норок страны получат компенсацию в размере $2,5 млрд.
Местные жители в местах захоронений забитых норок жаловались на возможные риски для здоровья, но, по утверждению властей, питьевая вода не представляет опасности, однако загрязненные поверхностные воды могут попасть в озера и реки. Поэтому в мае в Карупе и Холстебру началась эксгумация тушек животных. Выкопанные из земли экскаватором норки в защищенных от протекания контейнерах были отправлены на кремацию.