4 июля депутат Сейма Польши Роберт Тышкевич в своей странице в Facebook сообщил, что могилы польских солдат Армии Крайовой в деревне Микулишки в Гродненской области сровняли с землей. Тут же эту новость подхватили как польские новостные сайты, так и ресурсы прозападной белорусской оппозиции.
После этого МИД Беларуси вызвал Временного Поверенного в делах Польши в Беларуси и разъяснил ему, что обеспокоенность польской стороны немотивированна. Место вблизи деревни Микулишки Ошмянского района Гродненской области, которое в польских СМИ почему-то именуется «братской могилой польских солдат», не является воинским захоронением и захоронением иностранных военнослужащих, что подтверждено информацией от местных органов власти и Генеральной прокуратуры Республики Беларусь.
«Белорусская сторона очень внимательно подходит к подобного рода вопросам. Поэтому в данном случае законность проведения работ по обустройству территории дополнительно подтверждена Генеральной прокуратурой и основывается на получении данных об отсутствии человеческих останков и других препятствующих факторов.»
Оказывается, мемориал польским солдатам Армии Крайовой в Микулишках был установлен в 1990-х годах после развала Советского Союза по инициативе созданного тогда Союза поляков в Беларуси в Гродненской области и не является ни могилой, ни захоронением польских солдат. В те годы Польша активно начала свою культурную экспансию в западную Беларусь, которую поляки считают своими исконными восточными «крэсами». На тренде декоммунизации начала 1990-х очернялось героическое советское прошлое и назначались новые герои. Только не белорусские, а польские.
В наши дни в ходе ведущегося Генеральной прокуратурой расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны выявляются новые факты преступлений и зверств не только немецких карателей и их пособников, но и так называемых «борцов за независимость» в числе которых оказались вооруженные подразделения Армии Крайовой.
«Лесные братья» Армии Крайовой наравне с печально известной на Украине ОУН-УПА проводили свои кровавые акции против населения Беларуси, даже когда она находилась под германской оккупацией. Вот некоторые примеры их «деятельности»:
- в 1943 году, в деревне Навосады Лидского района, палачи убили троих ее малолетних детей, одного – в колыбели;
- в мае 1944 года аковцы расстреляли в деревне Белица учителя-пенсионера вместе с его детьми;
- в Креве Сморгонского района протоирей, настоятель прихода Михаил Леванчук в годы оккупации основал беларускую школу. Учителями в ней работали его дочь Лариса и племянница Валентина. Всех троих в марте 1944 г. расстреляли польские бандиты;
- в Щучинском районе от рук аковцев погибли директор школы Язэп Клышевич, школьный инспектор Алексей Станкевич, учителя Георгий Клышевич и Пётр Рандаревич;
- подлинная трагедия произошла в приходе Турейск Щучинского района. Здесь поляки в 1942 году замучили священника Ивана Олехновича вместе с матушкой. «Поляки отрезали им уши, носы, выкололи глаза, матушке отрезали груди, жгли огнём раны и так далее, издевались над жервам до тех пор, пока те не скончались от мучений. В этот приход был назначен другой священник, отец Василь, но польская банда замучила и его на третий день после приезда в приход».
Варварские акции аковцев не могли не заметить местные оккупационные власти. Так, например, писал в отчете за май 1943 года референт Барановичского гебиткомиссариата: «Бандиты грабят и убивают только белорусов, но не поляков. Ни один ксёндз не пострадал, тогда как за это время много православных священников-беларусов было зверски убито с семьями или покалечено и ограблено».
После освобождения Советской Армией территории Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в 1944 г. польское вооруженное сопротивление на территории Западной Беларуси вело партизанско-повстанческую войну теми же методами уже против Советского Союза. Чтобы избавить белорусское население от террора польских «борцов» тогда были задействованы не только силы милиции и госбезопасности, но и регулярные воинские части.
И теперь, когда польские политики и наши «беглые» начинают лить «крокодиловы слезы» об усопших польских «героях», то надо бы им вспомнить, чем занимались их «змагары» на территории Беларуси, и как население Беларуси к ним относится. При том, что за годы Великой Отечественной войны погиб каждый третий белорус от рук не только немецких и украинских карателей, но и польских националистов.