По данным Минфина США, в мае китайский портфель инвестиций в американский госдолг составил 980,8 миллиарда долларов — меньше на 23 в сравнении с предыдущим месяцем и почти на 100 — с прошлым годом. То есть психологическая отметка в триллион уже позади.
Пекин сокращает вложения в трежерис не первый год. Триггером послужила развязанная Вашингтоном торговая, а позже и технологическая война. С пиковых значений в 1,32 триллиона в ноябре 2014-го инвестиции уменьшились более чем на 200 миллиардов. И к июню 2019-го лидерство среди иностранных держателей американского госдолга перешло к Японии.
Любопытно, что и у Токио этот показатель на двухлетнем минимуме — 1,212 триллиона.
Доверие подорвано
Подействовала заморозка международных резервов России на сумму порядка 300 миллиардов долларов.
Возможный захват активов вынудил вторую экономику мира задуматься. Китайцы опасаются, что в случае регионального военного конфликта или другого кризиса американцы поступят с ними так же. На экстренном совещании в мае финансовые власти разбирались, как защитить сбережения объемом свыше трех триллионов долларов.
Рекомендации свелись к тому, что нужно диверсифицировать номинированные в долларах активы, ускорить международное признание китайской валюты, расширить использование цифрового юаня в трансграничных платежах и вообще всячески разрушать финансовую гегемонию США.
За последние 20 лет доля американской валюты в национальных запасах Пекина и так сократилась на четверть — до 56 процентов, а золота выросла в три раза — почти до двух тысяч тонн.
Экономисты считают, что китайские резервы Вашингтон все же не тронет. Это нанесло бы колоссальный ущерб международным производственным и торговым цепочкам: у КНР огромные долларовые активы и тесные экономические связи с США. Но выводить средства из трежерис Пекин продолжит.
Триллион, хранимый КНР в американских казначейских облигациях, постепенно "растворяется". Китайцы активно диверсифицируют инвестиционный портфель. В частности, создают валютный резерв в юанях, чтобы конкурировать с долларом и поддерживать другие экономики, сталкивающиеся с нестабильностью.
Ужесточение денежно-кредитной политики ФРС вместе с разгулом инфляции также вредит долговому рынку США. Когда ставки повышаются, доходность облигаций падает, и инвесторы, которые продают их до срока погашения, теряют деньги. Нет смысла приобретать бумаги доходностью три процента при разгоне долларовой инфляции до девяти.
В мае Федрезерв повысил базовые ставки на 50 пунктов, а в июне — еще на 75 в попытках обуздать рекордный рост цен. От предстоящего июльского заседания Уолл-Стрит ждет аналогичного решения.
В июне инфляция в США достигла 40-летнего максимума. Главная причина — подорожание продуктов и товаров повседневного спроса. Президент США Байден назвал это "проклятием". И заявил: на то, что в ближайшей перспективе продовольствие и топливо подешевеют, лучше не рассчитывать. А виновата во всем Россия.
Истинную причину назвали в Bloomberg. "Все резко подорожало из-за рекордно высоких цен на энергоносители, взлетевших после непродуманных санкций против Москвы", — указывает агентство.
Общая тенденция
На отказ от доллара настроен не только Пекин. Согласно ежегодному опросу 30 ведущих центральных банков, проведенному UBS с апреля по июнь, все они активно диверсифицируют активы. Помимо Китая и Японии, инвестиции в трежерис сокращают Саудовская Аравия и Бразилия. Эксперты отмечают: вложения иностранцев в госдолг США последние полгода снижаются столь же быстро, как после избрания Дональда Трампа в 2016-м и с началом пандемии.
"Мы наблюдаем постепенную эрозию доллара, — говорит Массимилиано Кастелли, глава отдела стратегии глобальных суверенных рынков в UBS. — Вырисовывается картина многополярной валютной системы".
Исследование показало, что управляющие резервами ищут альтернативы: акции, "зеленые облигации" и бумаги с защитой от инфляции. Почти половина респондентов заявили: портфели стали более диверсифицированными.
По данным МВФ, к концу первого квартала на доллар приходилось чуть менее 60 процентов мировых резервов по сравнению с 65 за тот же период 2016-го. Доллар по-прежнему главная резервная валюта. Однако реакция США на геополитические обострения может в итоге лишить его господства.
Есть и другая проблема: если интерес иностранцев к трежерис продолжит слабеть, ставки по ним вырастут еще сильнее. И обслуживать неимоверно раздувшийся госдолг станет совсем сложно. Как и справляться с огромным дефицитом бюджета, который покрывают в основном за счет реализации ценных бумаг.