Министерство экономического развития обновило прогноз на этот год. Цифры, в целом, позитивные. Но, на мой взгляд, всё равно слишком осторожные.
Минэкономразвития считает, что в этом году ВВП упадёт на 4,2%. Это серьезное улучшение оценки, по сравнению с майскими значениями. Тогда прогнозировалось минус 7,8%. Читатели моего блога помнят, что я изначально назвал как эти цифры, так и прогнозы Центробанка (там вообще доходило до минус 10%) бредом. Упасть на 7-10% можно только в том случае, если у тебя на протяжении одного квартала экономика практически не работает.
Либо, если бы добыча нефти в России, следовательно, и экспорт рухнули бы до минимальных значений. Тогда в бюджете не было бы денег на запуск масштабных программ поддержки экономики. Занять триллионы через ОФЗ, как это было в 2020 году, тоже бы не получилось из-за высоких процентных ставок. Пока правительство бы думало, где взять деньги, драгоценное время было бы упущено.
Тем не менее всего этого не произошло. Во-первых, правительство в кратчайшие сроки приняло необходимые меры, в какой-то степени повторив опыт 2020 года. Во-вторых, повезло с внешней конъюнктурой (в т.ч., с нефтегазовой).
Всё это было очевидно ещё весной, в связи с чем я и дал свой прогноз по максимальной просадке ВВП в 4-6%. Тогда мало кто верил в эти цифры, но, как видим, сейчас уже и Минэк даёт подобные значения. Я же, учитывая досточно неплохое развитие событий, скорректирую прогноз в лучшую сторону. Просадка по итогам года будет в 2-3,5%.
Приведу ещё несколько цифр из обновлённого прогноза Минэкономразвития. Инфляция по итогам года составит 13,4% против майских 17,5%.
Средний курс доллара в 2022 году составит 68,1 руб/$. Существенно улучшены цифры по экспорту: 585,2 млрд долларов при импорте в 285,7 млрд долларов.
При этом каким-то образом Минэк рисует продолжение спада в следующем году в 2,7%. Откуда они взяли такие цифры - непонятно. В следующем году ВВП покажет околонулевую динамику. Да и то, за счёт высокой базы первого квартала 2022 года, а также апреля-мая. Во втором полугодии экономика начнёт активное восстановление.
Как бы то ни было, всё это, конечно, хорошо, но имеется два серьёзных вызова на которые я бы обратил внимание, и на которые ответа правительство пока что не даёт. А они в перспективе гораздо важнее тех цифр, которые мы получим по итогам этого года. Всё же лучше упасть на 5% и затем вырасти на 10%, чем упасть на 2% и вырасти следом на 4%.
Первый вопрос - динамика потребления. В настоящий момент спад в моменте можно оценить в 8-9%. Скорее всего, это низшая точка, после которой неизбежно начнётся восстановление. Но главный вопрос - каким образом и в какие сроки оно будет происходить. Естественно, чем раньше оно произойдет и перейдет к росту, тем лучше.
Спад потребления серьезным образом сказывается на розничной торговле. По итогам года она продемонстрирует один из самых негативных показателей (минус 7-8%). Розничная торговля - огромное количество рабочих мест, занятых в предприятиях малого и среднего бизнеса. То есть, падение потребления влечёт за собой целую цепочку негативных последствий.
Следовательно, государству необходимо предпринять более решительные действия для временной поддержки уровня потребления. Сделать это можно, повторив опыт 2020 года, когда в течение нескольких месяцев некоторым категориям граждан (пенсионерам, семьям с детьми) предоставлялись разовые выплаты. Возможно, мы увидим подобные меры.
Однако сейчас складывается такое впечатление, что правительство ожидает решение проблемы через оживление потребительского кредитования. Действительно, после стремительного снижения ключевой ставки потребительское кредитование показывает рост. Так, в июле займов было оформлено на 200 тысяч больше, чем в июне (1,1 млн против 900 тысяч). Но темпы недостаточны. При такой динамике потребактивность будет восстанавливаться не меньше года. Такого времени у нас нет.
Второй негативный момент - ожидаемый провал инвестиций в реальный сектор, который случится в первом полугодии 2023 года. Тогда будет пройдена низшая точка.
Минус по инвестициям в 2022-2023 годах можно оценить в 15%. Это достаточно серьезная цифра, которая закладывает негативные перспективы среднесрочного роста экономики. Выпадающие объемы инвестиций составят около 4 трлн в 2022 и 4,5 трлн в 2023 году. Про 2024 год говорить пока рано.
Следовательно, государство должно не просто найти эти 8,5 трлн рублей, но и эффективно вложить их в реальный сектор экономики. Наиболее оправданными с точки зрения эффективности здесь будут прямые государственные инвестиции, которые можно взять из нефтегазовых сверхдоходов. Но для этого будет необходимо зарубить на корню инициативу Силуанова по возрождению бюджетного правила.
Однако нефтегазовые сверхдоходы, в лучшем случае, смогут обеспечить 4-5 трлн прямых государственных инвестиций в реальный сектор. Остальные 3,5-4,5 должен будет вложить частный сектор. Это уже вопрос разработки и реализации соответствующих программ поддержки экономики.
В общем, вывод следующий. В этом году всё складывается относительно неплохо. Россия выходит из кризиса с минимально возможными потерями. Однако вопрос состоит в том, как долго Россия будет переваривать последствия 2022 года.
Помощь в адаптации экономики под текущие реалии - явно не то, чем должно заниматься правительство. Кабмин должен самостоятельно формировать экономическую повестку, задавая соответствующие тренды, а не следуя им.
Положительные примеры, к слову, имеются*.
Впрочем, я склонен полагать, что в экономическом (не в финансовом) блоке правительства владеют ситуацией и соответствующие меры постепенно приниматься будут. Правительство Мишустина-Белоусова доказало свой профессионализм как в 2020, так и в первой половине 2022 года. Поэтому остаётся только дождаться соответствующих решений...