Но, если быть точным, Германия, стоящая на грани экономического краха из-за навязанной американцами санкционной политики в отношении России, очень желанна, прежде всего, для самих США и для Польши.
Ослабить Германию политически хотели бы и другие европейские страны. В этой связи мне вспоминается выступление на митинге в Италии одного из послевоенных лидеров страны от Христианско-демократической партии Джулио Андреотти, который говорил о перспективах объединения Германии. Дело было в конце 80-х годов прошлого столетия. Рядом со мной беседовали итальянские журналисты, которые обратили внимание на очень настороженное отношение политика к процессу возможного объединения ФРГ и ГДР. Тогда меня поразило замечание стоявшего рядом соратника Андреотти, который откровенно заявил, что тот, вообще, хотел бы видеть Германию не объединенной, а разделенной на пять частей.
Сегодня США и Польша хотят видеть Германию слабой по разным причинам: американцы намерены таким образом в целом ослабить Евросоюз, сделав его полностью зависимым от своей внешней политики и собственных экономических интересов.
В какой-то мере можно считать, что эта цель уже достигнута путем втягивания европейских стран в крайне невыгодную для них политику санкций в отношении России. Вопрос только в том, как долго янки удастся поддерживать Европу в таком состоянии. Кризис немецкой экономики, вызванный ослаблением энергетических связей с Россией и заметное ухудшение в этой связи материального положения населения, может в конце концов привести к массовым протестам и ослаблению позиции проамериканских политических партий. Такие протесты уже происходят, но пока они еще не носят всеобщего национального размаха. Для этого явно не хватает харизматического лидера типа Вилли Брандта или Шарля де Голля.
Предстоящая зима и усиливающийся энергетический и продовольственный кризисы покажут, как долго еще аргументация проамериканских политических партий по «сдерживанию» России в ущерб интересам самих европейцев может оказывать необходимое им влияние на население, в том числе по отношению к проблеме блокирования построенного и даже заполненного газом СП-2. Так, вице-канцлер, министр экономики Германии Роберт Хабек (партия «Зеленые») считает, что запуск газопровода «Северный поток — 2» стал бы политическим провалом для страны.
Хабек утверждает, что, запустив проект, Германия растоптала бы всякую уверенность в себе, ценностные установки и свою позицию по отношению к российскому президенту Владимиру Путину.
Но в немецком руководстве нет единой позиции по вопросу СП-2. Так, один из ведущих политиков либеральной партии СвДП, вице-президент бундестага Вольфганг Кубики высказался за использование газопровода «Северный поток — 2» для предотвращения энергетического кризиса в Германии.
Было бы разумно вести с Россией переговоры по газу, а страна не должна страдать от собственных санкций, написал в Twitter глава комитета бундестага по энергетике Клаус Эрнст (партия «Левые»).
Агентство Bloomberg считает, что Германия может даже столкнуться с массовым исходом промышленности и социальным взрывом из-за непрерывного подорожания энергоносителей на фоне сокращения поставок газа из России.
Издание DWN полагает, что нынешний энергетический кризис станет «сокрушительным приговором» для будущего немецкой экономики.
Депутат бундестага, бывший лидер парламентской фракции Левой партии Сара Вагенкнехт призвала Берлин прекратить экономическую войну против Москвы, поскольку Германия не выживет без российских энергоносителей.
Официальному Берлину необходимо отказаться от «бессмысленной санкционной политики» против России, чтобы избежать энергетической катастрофы. С таким заявлением, как сообщает издание Freie Welt, выступил лидер партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) Тино Хрупалла.
«Необходимо покончить с бессмысленной санкционной политикой, которая вредит Германии больше, чем России. При этом запуск "Северного потока — 2" не должен быть табу», — заявил политик.
Он также считает, что на потребителей нельзя перекладывать дополнительные расходы газовых концернов, которым неожиданно пришлось закупать дорогие альтернативы российскому голубому топливу.
В Польше же при этом потирают руки, наивно полагая, что ослабление ФРГ выведет на первый план в ЕС их страну. Францию поляки почему-то вообще не принимают в этом плане в расчет.
Польский экономист Бартош Бартчак считает даже, что Германия движется к изоляционизму и находится в страхе от собственного будущего. Такое мнение он высказал в статье «Давайте готовиться к падению Германии», опубликованной в польском консервативном портале Niezalezna.
По мнению Бартчака, сложившаяся ситуация выгодна для Польши. «Теперь мы можем попытаться вырваться вперед с современной промышленностью. И потенциальная новая холодная война — это прекрасная возможность для нас. Так построила свою мощь Южная Корея. Так что надо пожелать, чтобы на восточной границе Украины опустился новый железный занавес. Даже если сначала нам будет больно», — резюмирует он.
Поляки верны себе. Переоценка собственных сил и возможностей, политическое и бытовое чванство, а также неумение выбирать и оценивать своих союзников имели крайне негативные последствия для поляков в истории и привели к пяти разделам Польши.
Зря поляки злорадствуют по поводу ослабления экономических и политических позиций Германии. Крах этой страны, экономического лидера ЕС, неизбежно приведет к развалу и Европейского союза. Польше практически нечего будет возглавлять, да и никто в Европе не пожелает иметь в качестве лидера эту, по выражению Уинстона Черчиля, «гиену Европы». Кстати, такое прозвище от британского лидера она получила за попытки совместных с нацистской Германией захватнических действий. Чем это закончилось для Польши, все прекрасно знают. Забыли об этом, кажется, только сами поляки, и всякий раз они с вдохновением наступают на одни и те же грабли.
Как считают западные политологи, для Европы решающий момент настанет зимой, когда многие заводы будут вынуждены закрыться из-за нехватки энергии. Возможно, также начнется веерное отключение электричества в жилых домах. Есть вероятность, что уже в конце года европейская экономика окажется в рецессии.
Как известно, Германия является одним из основных центров транспортировки и хранения российского газа для Европы. Зимой немецкому правительству придется принять непростое решение: отдать приоритет собственной промышленности или экспортировать газ в соседние страны, которые в нем нуждаются. Как того требует Еврокомиссия.
Если Германия отдаст предпочтение себе, это вызовет резкую критику со стороны других стран и в этом случае раскол в Европе значительно усилится.
Во всяком случае, американцы в подобных случаях однозначно выступают за сохранение собственных интересов и игнорируют своих союзников.
Но разница между американцами и немцами состоит в том, что Германия крайне заинтересована в сохранении ЕС и собственного лидирующего положения в нем. А Штаты хотели бы значительного его ослабления или даже полного развала, о чем свидетельствует, в частности, выход из ЕС Британии — самого верного и послушного вассала Соединенных Штатов.
Линию на развал ЕС проводят в Америке как демократы, так и республиканцы. В этой связи вспоминается, как Дональд Трамп уговаривал французского президента Э. Макрона последовать примеру британцев и начать выход из ЕС, обещая за это значительные экономические преференции для Франции.
Следуя во всем рекомендациям Вашингтона, Польша однозначно заявила, что не намерена делиться зимой ни с кем в Европе своими наколенными запасами газа и угля. И рекомендации Брюсселя на этот счет ей не указ.
После начала российской спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины Европа под напором США усилила санкционное давление на Москву: заморожены российские активы на сотни миллиардов долларов, Евросоюз принял уже семь пакетов ограничительных мер, включая эмбарго на уголь и нефть. И все это происходит при полной и очевидной подмене смысловых понятий. Россия неоднократно заявляла, что для нас неприемлемо постоянное расширение НАТО на восток. А включение в Североатлантический альянс Украины является для Запада красной линией, которую невозможно пересечь без риска вызвать вооруженное противостояние между Российской Федерацией и НАТО.
Американцы при этом очень хотели бы спровоцировать столкновение европейских стран с Российской Федерацией. Главное при этом — самим остаться в стороне. Типичный прием англосаксов — воевать за свои интересы чужими руками.
Между тем со стороны западников продолжаются лицемерные заверения, что Североатлантический альянс никогда не был угрозой для России. По словам канцлера ФРГ Шольца, реальных оснований для обострения ситуации на Украине не было, поскольку прежде НАТО и США положительно ответили на предложение президента РФ возобновить разговор о контроле над вооружениями. Между тем всем очевидно, что НАТО такие переговоры нужны лишь для того, чтобы включить в них самые передовые российские вооружения, каких нет у Запада.
Шольц уточнил, что говорил президенту России Владимиру Путину еще до начала спецоперации Москвы по защите Донбасса о том, что вопрос приема Украины в Украины в НАТО не стоит на повестке дня.
«Я очень четко сказал, что вступление Украины в НАТО не стоит на повестке дня. Я даже сказал ему [Владимиру Путину] однажды после совместной с ним пресс-конференции: “В ближайшие 30 лет этот вопрос (вступления Украины в Североатлантический альянс) не стоит на повестке дня”».
При этом невольно вспоминаются клятвенные обещания Запада, данные Горбачеву перед объединением Германии, что НАТО не будет расширяться за счет постсоветских республик.
Сегодня СВО — это прежде всего открытое предупреждение западным странам, что мы не потерпим перехода ими красной линии на Украине и это демонстрация нашей готовности отстаивать геополитические интересы России, в том числе и военным путем.
СВО — это демонстрация нашего намерения защищать интересы русскоязычного населения, подвергающегося на территории бывшего СССР открытой дискриминации.
СВО — это также урок балтийским странам, где интересы русскоязычного населения открыто и постоянно нарушаются.
В какой-то момент руководители этих стран поймут, что членство в НАТО не сможет защитить их в случае дальнейшего нарушения прав русскоязычных граждан, которые лишены гражданства по национальному и языковому признаку.
Сегодня в Прибалтике рушат памятники победителям во Второй мировой войне. Снимают с пьедестала танки Т-34. Но образно можно сказать, что они таким путем освобождают эти пьедесталы для танков Т-90.
И наконец, СВО — это операция по искоренению нацизма на постсоветском пространстве. Искоренение нацизма в любом его проявления стало исторической и институциональной задачей Российской Федерации. И это не красивые слова, а острая политическая необходимость, поскольку нацизм, как показал опыт Украины, с готовностью используется нашими противниками на Западе в борьбе против России, где нацистские режимы нужны лишь в качестве передового отряда для развязывания коллективным Западом вооруженной агрессии против нашей страны.
Вместе с тем не будет преувеличением сказать, что Германия еще продолжает оставаться ключевой страной, от которой во многом зависит не только будущее Евросоюза, но и дальнейшее развитие российско-европейских отношений.
Нынешнее коалиционное правительство ФРГ за счет вхождения в него открытых русофобских и проамериканских партий, при открытой антироссийской позиции канцлера Олафа Шольца не дает оснований надеяться на улучшение в ближайшей перспективе российско-германских отношений.
Над этим активно работают представители Госдепа США и многочисленных американских разведывательных служб, чувствующих себя в Европе как дома. И может быть, даже более комфортно.
Сближение или даже простое улучшение российско-германских отношений является кошмарным сном для американских политиков и дипломатов, поскольку способно в перспективе разрушить не только длительное время выстраиваемую янки линию на политическое и экономическое сдерживание Евросоюза, но и ослабить позиции США в противостоянии с Российской Федерацией, а отчасти и с Китаем.
Назревающий в Германии и других европейских странах экономический кризис способен перерасти в кризис политический и привести к власти трезвомыслящих политиков, какие периодически появляются на политической арене ведущих европейских стран.
Российское руководство, надо сказать, вовсе не остается безучастным к вопросу прихода к власти в Германии и ЕС более независимых от США политических деятелей.
Как известно, Путин активно использует полученные им в спорте и противоборстве с дворовой шпаной уроки. Все мы помним его высказывания типа «Если драка неизбежна, бей первым!» СВО на Украине — это типичный пример реализации этого принципа. А также полученные в самбо навыки использовать наступательную энергию противника против него самого, быстро реагируя на выпады и используя соответствующие контрприемы.
Собственно, эти навыки весьма пригодились и для организации противодействия антироссийским санкциям. Мы с успехом воспользовались заведомо глупыми и непрофессиональными решениями европейских политиков в энергетической области, приведших в конечном итоге к кризисным явлениям в энергетике. А через нее и к кризису в других областях экономики, в том числе в области сельского хозяйства.
А самое главное — Россия фактически отказалась от принципа не использовать энергетику в качестве оружия против нашего противника. Этому способствовала диверсификация поставок газа, нефти и угля с западного (европейского) направления на восточное — в Китай, Индию и другие азиатские страны.
По этому поводу ЕС стал биться в истерике, обвиняя Россию в том, что она перестала быть надежным поставщиком энергии. Европа слишком привыкла, что даже в годы холодной войны СССР не нарушал поставки газа и нефти. Этот принцип стал восприниматься Западом как незыблемый, который Россия не будет нарушать даже тогда, когда против нее вводятся санкции, нарушающие все принципы ВТО, когда по-хамски нарушаются заключенные ранее контракты, когда откровенно воруется российская собственность и конфискуются размещенные в западных банках средства, полученные от торговли за поставляемые энергоносители.
Поможет применение нашего энергетического оружия привести к смене проамериканских и откровенно антироссийских правительств в Европе? Покажет время, но, как говорится, процесс пошел.
Будем также надеяться, что наш исторический союзник — Дедушка Мороз, — помогавший России в войне с Наполеоном и с Гитлером, поможет нам и в этот раз. Помочь нам могут и сами украинцы, которые в безумной злобе решат вдруг сами или по подсказке из Вашингтона нарушить подачу газа в Европу, когда все компрессорные станции окажутся на освобожденных землях, а все противодействие российской СВО сведется к откровенной террористической деятельности.
Сергей Кузнецов,
специально для alternatio.org