Польша официально потребовала у Германии "репараций" на астрономическую сумму в 1,3 триллиона долларов. Что скрывается за демаршем Варшавы и немецким отлупом?
Польша показала зубы Германии, продемонстрировав в очередной раз свой вздорный и склочный характер, когда потребовала от Берлина 6 триллионов 200 миллиардов злотых (1,3 триллиона долларов) за потери, понесённые во Второй мировой войне (1939–1945 гг.). Злить немцев, бередить их комплекс вины, хотя роль самой Польши в развязывании минувшей войны почти столь же велика, как и немецкая, это то, чем Варшава любит периодически заниматься. Особенно с 2017 года, когда Антоний Мацеревич, тогдашний глава польского военного ведомства, после долгой паузы поднял этот скользкий вопрос.
Качиньский в своём амплуа
Теперь это сделал вновь лидер правящей в Польше партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский. Он выступил на церемонии презентации доклада о потерях, понесённых страной в результате нападения нацистской Германии и немецкой оккупации в 1939–1945 годах, приуроченного к 1 сентября – очередной годовщине начала войны. Политикан-русофоб, ненавидящий всех, кроме США, и работающий на националистическо-обывательскую аудиторию внутри страны, которая обожает тему немецких репараций, не отказал себе в удовольствии потроллить немцев.
– объявил этот деятель, реально управляющий Польшей.
Цель Варшавы, по его словам, – "получить компенсации за всё то, что немецкое государство и немецкий народ сделали Польше в 1939–1945 годах". Указав, что несколько десятков стран якобы уже получили компенсации от Берлина, а поляки – нет, Качиньский сказал, что Германия своим нападением на Польшу "причинила огромный ущерб", но она, дескать, "ещё никогда не рассчитывалась за свои преступления" перед поляками.
– заключил он, хотя сам, безусловно, в это не верит. Не верит потому, что лишившуюся дешёвых русских энергоресурсов Германию и без того превратили в "дойную корову" ЕС, что у неё нет лишних денег, тем более столь крупной суммы, выплата которой нисколько не повлияет на враждебное отношение поляков к немцам. Но создаст при этом опасный для Берлина прецедент. Так как потребовать от немцев аналогичного могут захотеть и многие другие страны, а не только какая-то Греция или бывшие немецкие колонии в Африке.
Бутафорская "смета"
Для придания внешней серьёзности своим требованиям Польша представила "смету", за что и сколько она у немцев требует денег. Прежде всего, за людские потери, составляющие 5,2 миллиона человек. Прямой материальный ущерб оценен в странную сумму – 797 миллионов злотых, в банковской сфере страна, дескать, потеряла 89 миллионов злотых, в сфере культуры – 19 миллионов. Отдельным пунктом значатся страховые убытки. В виде бутафорского партнёрского жеста в адрес Берлина польские власти даже несколько скостили сумму "репараций", так как, согласно докладу польского Института по оценке ущерба от Второй мировой войны, немцы провинились на 6 триллионов 220 миллиардов и 609 миллионов злотых, что составляет свыше 1,5 триллиона долларов.
– с гордостью объявил руководитель Института Аркадиуш Мулярчик. Он также утверждал, что "до сегодняшнего дня Польша не получила военных репараций… и тем более компенсаций, адекватных понесённым потерям за время войны и ущербу от оккупации".
И ещё одна маленькая польская хитрость
Помимо дутых цифр перед нами также и ещё одна польская хитрость. Главная претензия к немцам по части монетизации трагического прошлого – это гибель пяти миллионов польских граждан. Однако немногие догадываются, что половина из них – это представители еврейского населения Польши, в уничтожении нацистами которых поляки нередко выступали в роли соучастников, так как сами ненавидели евреев и считали, что их слишком много в Польше, и они нежелательные конкуренты. Хотя были и обратные примеры, большинство поляков были настроены к евреям прохладно-враждебно. За небольшую таксу и просто так их выдавали на расправу немцам, отказывали в помощи, а то и сами убивали евреев.
Ориентировавшиеся на Лондон польские повстанцы из Армии Крайовой отказали в помощи восставшим еврейского гетто в Варшаве в 1943 году, что позволило нацистам быстрее подавить "несвоевременное" восстание (те же польские деятели страшно обиделись, когда Красная армия сказала им то же самое в 1944 году, когда восстали уже они). В послевоенной Польше также процветает антисемитизм. Немногие выжившие польские евреи и их прямые потомки постоянно жалуются на власти своей бывшей родины, что те не хотят идти им навстречу в плане компенсаций и возвращения бывшей собственности. Мало того, их ещё нередко и оскорбляют. То есть то, чего поляки хотят от немцев, в отношении евреев они делать не желают, хотя это теперь их ответственность.
Отлуп Берлина
Германия удостоила Варшаву в связи с очередной недружественной акцией чисто бюрократического, холодного ответа.
– говорится в сообщении МИД ФРГ. Это было сказано с дежурной присказкой, что "политически и морально Германия несёт ответственность за Вторую мировую войну". Это так – проигравшие всегда за всё отвечают, тем более что немцам есть за что. В Варшаве, кстати, утверждают, что соглашение 1953 года было подписано, дескать, под давлением СССР и касалось также несуществующих теперь ГДР и Польской Народной Республики.
С польской "логикой", что раз всех этих государств уже нет, давайте всё начнём заново, Берлин предсказуемо не согласился. Удовлетворять финансовые аппетиты режима Качиньского, на который у западных европейцев большой зуб, Германия не будет. Грекам, которых Запад вначале подвёл под государственное банкротство и потом самоотверженно (в чём ФРГ играла ключевую роль) спасал от него, забрав при этом основные греческие активы, тоже ничего не достанется.
Тогда зачем?
Должны быть – помимо долгоиграющих, о которых говорилось выше, – причины, почему Варшава, зная, что из этого ничего не выйдет, подняла вопрос о "репарациях" именно сейчас. И они, конечно, имеются. Дело в том, что режиму Качиньского, лишившему себя дешёвых газа, нефти и угля из России и стоящему перед перспективой народных бунтов из-за холодной и голодной зимы, имеющему на руках украинский кризис, в котором поляки активно участвуют, неся людские и серьёзные финансовые потери, в условиях резкого роста военных расходов и углубляющегося конфликта с Брюсселем нужно постоянно отвлекать народ от мрачных мыслей о наступающем суровом будущем и кормить его сказками.
Чем сейчас Варшава и занимается, соблазняя поляков перспективой раскулачивания немцев. Нравится полякам слушать такие речи – популист Качиньский и Ко этим и занимаются. Скоро они озвучат аналогичную сумму и в адрес России, спешно переписывая историю и разрушая советские памятники. А потом поляки будут удивляться, чего это Польши снова не стало…
Что с того?
В заключение хотел бы поднять вопрос, а нужно ли требовать России и русским компенсации у Германии за ужасы Второй мировой войны, в которой наша страна потеряла больше всего людей. Мнения своего никому не навязываю, но как историк, наверное, имею право высказаться. Уверен: мы не должны уподобляться полякам, грекам и тем, кто хочет требовать "репараций" и "компенсаций" у России, хотя именно русские, вечно проливающие за других свою кровь, их больше всего достойны. Прошлого не вернуть и погибших людей тоже. Ни за какие деньги.
Нынешние поколения ни в чём не виноваты и не могут отвечать материально за дела прошлого – с его специфическими нравами и моралью, вполне естественными для того времени, как, впрочем, и наживаться на нём сегодня. Это меркантильно и неблагородно. Это вообще очень нездоровая, но, к сожалению, весьма заразительная практика, бередящая старые раны, воскрешающая старые раздоры. И занимаются этим обычно ни на что больше не годные попрошайки и спекулянты. Пусть история остаётся историей – из неё надо не выжимать деньги, а извлекать уроки. Последнего полякам и Ко и хотелось бы пожелать. Ведь неусвоенные уроки приходится повторять заново.
Сергей Латышев