Польские политики продолжают отжигать. Намедни глава правящей партии Польши «Право и справедливость» Ярослав Качиньский заявил, что Германия утратила статус мировой державы.
«Германия не является мировой державой. Когда-то она, правда, ею была, но сегодня она таковой не является и далека от этого. Ведь США раздавили бы их одним пальцем», – процитировали «серого кардинала» Польши в издании Rzeczpospolita.
Что ж, доля истины в его словах есть. Если при Меркель в Берлине ещё худо-бедно помнили о том, что такое национальное достоинство, то при Шольце уже все кому не лень стали безнаказанно вытирать о Германию ноги. Польша открыто требует с ФРГ контрибуцию за Второю мировую, а украинский посол кроет бундесканцлера последними словами, решает можно ли впускать федерального президента Штайнмайера на Украину или он для этого недостаточно проукраинский, и никто не смеет ничего ему возразить. (Кстати, Штайнмайер-таки приехал, вчера, но это уже другая история).
Получается, что место лидеров объединённой Европы, коими до недавних пор были немцы, вакантно. Так кого же видит в это роли пан Качиньский? Естественно, своих соотечественников. Только, по его мнению, для начала полякам необходимо избавиться от «национальной микромании», развившейся в прежние годы в результате вынужденного соседства с более могущественными странами – Германией и Россией.
Гражданам Речи Посполитой свойственно переоценивать силу других государств, уверен Качиньский, тогда как на самом деле Берлин всегда использовал Варшаву «как ходули, чтобы казаться крупнее, чем они есть на самом деле».
Итак, цель обозначена, осталось определиться с планом действий. А он, как оказалось, достаточно прост: разделить Россию на части и установить польский протекторат над Украиной, Молдавией и возможно даже Грузией.
Об этом в интервью одному из польских изданий поведал депутат Сейма и экс-замглавы МИД Польши Павел Коваль.
«На карту поставлена Россия и её будущее. Что будет дальше с Украиной, мы знаем. С того момента, когда россиянам пришлось отступить из-под Киева, украинский вопрос предрешен. Украина выиграет эту войну. Вопрос в том, какой она будет, когда победит, – убеждён польский парламентарий. – Чем закончится конфликт в случае поражения России? Я считаю, что реальным является сценарий, при котором Россия развалится, будет децентрализована и частично будет контролироваться Западом-победителем. Китай будет наращивать свое влияние в сибирской части Российской Федерации, но и не во всей. На российском Дальнем Востоке может сыграть свою роль и Япония… Польша сегодня должна стремиться к расширению союза, включив в него Украину, Молдавию и Грузию».
Амбициозно, ничего не скажешь. Правда, по признанию самого Коваля на пути к польскому величию есть парочка подводных камней, которая пока не позволят говорить о сроках решения столь масштабной стратегической задачи.
Во-первых, Третья мировая с реальными военными действиями на всех континентах, куда полноценно были бы втянуты Китай, Индия и весь Запад, пока не началась. Вооружённый конфликт на Украине до сих пор находится в определенных рамках. А ведь только в случае его распространения за пределы Украины, Польша могла бы попытаться под шумок прибрать к рукам земли своих более слабых соседей со всем их нехитрым скарбом.
По словам польского политика, никто не сомневается в том, что имеет место война России с Западом, но это все-таки суррогатная война, где за весь Запад в целом отдувается одна Украина. Это (пока) не перешло в неконтролируемое противостояние, в котором на обширных полях сражений против России воевали бы французские, британские, немецкие и американские войска. Запад поддерживает Украину технологиями и оружием. Однако принципиальная граница не была пройдена, и обе стороны следят за тем, чтобы её не пересечь.
Во-вторых, реальный план Москвы, считает бывший дипломат, основан не на применении военной силы, а на принуждении Запада к уступкам из-за страха перед атомным оружием и цен на энергоносители.
«Война висит на поддержке западных правительств, поэтому, чтобы подорвать поддержку Украины, Путин хочет привести к мощному энергетическому кризису, – признаёт Коваль. – Если температура в квартирах в Берлине и Париже будет низкой, многое еще может произойти. Два-три градуса вниз уже станут причиной безразличия западников к политике Путина. Путин и его команда хотят подорвать чувство безопасности Европы, потому что на карту поставлена сама Россия, они хотят спасти ее от распада».
Вот незадача, нежелающие ради продления американского всевластия замерзать и голодать жители Старой Европы мешают дерзким младоевропейцам реализовать свои амбиции. Да ещё и Россия упирается и отказывается гибнуть к вящей славе коллективного Запада. Это ж никуда не годится. Видимо, придётся Варшаве вновь обращаться к старшим товарищам в Лондоне и Вашингтоне с жалобой на упрямых соседей.
Что-то в последнее время поляки совсем раздухарились. Почувствовав поддержку англосаксонской коалиции, они уже вовсю примеряют на себя роль вершителей европейских судеб – этих разделим, этих опустим и так далее.
Но насколько бы смешными ни выглядели на первый взгляд их претензии на мировое величие, должность надсмотрщика над Европой, или, по крайней мере, над её восточной частью, Штаты и Британия явно согласны им поручить. Это вполне вписывается в их концепцию установления контроля над континентом.
Так что я не стал бы чересчур легкомысленно относиться к болтовне польских политиков. Ведь, как минимум, в одном вопросе они, безусловно, правы: в нынешнем конфликте действительно поставлено на карту будущее России, и нам стоит отдавать себе в этом отчёт. Половинчатых решений – и нашим, и вашим – позволяющих сохранить лицо, уже не будет. За право остаться собой драться придётся всерьёз.