Первый раз крупные следы на берегах Хяргас-Нуура были обнаружены в середине 80-х годов участниками советско-монгольской геологической экспедиции. Позднее геологи еще несколько раз разбивали там лагерь и каждый раз видели несколько групп относительно свежих следов, тянувшихся на 1,5 километра из воды, будто бы несколько гигантских рептилий выползали из озера и даже какое-то время лежали на песке.

Предположения о том, что эти следы принадлежат животному, обитающему на суше, или оставлены людьми, были отвергнуты. Так же как и то, что они не могут быть образованы волной или ветром. В довершение ко всем домыслам и рассуждениям в одну из ночей отдыхающие геологи услышали рев, исходивший с середины озера.

 

Этим летом на озере побывала группа исследователей-любителей, которой руководил писатель и общественный деятель Игорь Гришин. Россияне вооружились хорошей техникой, в том числе и эхолотами последней модели.

По словам Гришина, с их помощью на дне озера удалось зафиксировать такие же следы, как и на суше. По мнению исследователей, они принадлежат нескольким особям разного размера, либо оставлены различными частями тела одного и того же животного.

Кроме того, на берегу следопыты увидели борозды, напоминающие следы от камней, которые могли двигать животные. Покопавшись в литературе, они выяснили, что обитатели древних водоемов, например плезиозавры, глотали камни, без них они не могли переваривать пищу.

В 2010 году, помимо следов разных размеров, исследователи обнаружили еще и кости, которые, по их словам, не могут принадлежать никаким другим животным Монголии. "Довольно часто мы вылавливали рыбу со следами клыков. А ведь известно, что в этом озере обитает один-единственный вид рыбы — алтайский осман, не имеющий зубов", — рассказывает Гришин.

По мнению исследователей, хозяином Хяргас-Нуура может быть гигантская древняя рептилия. Это реликтовое животное, которое осталось на земле еще с доледникового периода, поясняет научный сотрудник Национального парка "Валдайский" зоолог Валерий Николаев. По его словам, в южных частях планеты, в том числе и в Центральной Азии, не все подверглось оледенению.

Ученые считают монгольские озера в этом районе частью древнего плейстоценового моря, а рыбу — того самого алтайского османа, которым может питаться загадочная рептилия, — реликтовым видом.