Президент РФ Владимир Путин дал поручение Генеральной прокуратуре и Следственному комитету проработать возможность создания единого органа для расследования военных преступлений киевского режима. За основу предлагается взять советскую Чрезвычайную государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников (ЧГК).
Эта комиссия была создана 80 лет тому назад указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 года. В ее состав вошли известные ученые и авторитетные общественные деятели. В то же время финансовое и организационное обеспечение находилось в компетенции государства. Комиссия занималась фиксацией нацистских преступлений, подсчетом ущерба, сбором доказательств для будущих судебных процессов. Собранные ЧГК материалы послужили основанием для предъявления их в качестве обвинения на Нюрнбергском процессе.
Идея по созданию аналога ЧГК прозвучала в ходе заседания президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека. При этом членами Совета было сказано, что советская комиссия прекратила свое существование в 1951 году. Получается, что Следственный комитет и Генпрокуратура должны подготовить проект создания нового органа?
Но ведь ЧГК юридически не прекратила существование до настоящего времени. Последний протокол госкомиссии по документированию нацистских преступлений датирован мартом 1960 года. Другое дело, что финансовое и организационное обеспечение деятельности ЧГК находилось в введении МВД СССР. В мае 1960 года в рамках хрущевских "реформ" МВД СССР было ликвидирована. Деятельность ЧГК перестала финансироваться. В то же время решение о ликвидации комиссии не было принято.
Вместе с тем на послевоенных процессах, организованных по материалам ЧГК, были осуждены далеко не все нацистские преступники. Главное же – не был осужден нацизм, как форма политической организации и идеология. Именно это и привело к реинкарнации нацизма на Украине. Таким образом, деятельность ЧГК не была завершена. Поэтому речь должна идти не о создании новой комиссии, а о возобновлении советской.
ЧГК имеет международный статус. Этот статус был закреплен международными соглашениями, в частности Декларацией Объединенных Наций (Сент-Джеймсская декларация) 1942 года. Она гласила, что одной из основных целей войны является "наказание нацистских преступников путем организованного правосудия". На основании этой декларации, признанной СССР, США, Англией, Китаем и их союзниками, было санкционировано создание Межсоюзнической (Международной) комиссии по наказанию за военные преступления. Данная комиссия наделялась правом на разработку международного уголовного права и органов международного уголовного правосудия. Она имела два отделения – в Лондоне и Москве. Лондонское отделение вскоре было ликвидировано, а функции московского отделения до сих пор выполняет ЧГК. В таком статусе юридическая сила ее действий закреплена статьей 107 Устава ООН, которая сегодня признана всеми государствам мира.
Для международного признания новой комиссии потребуется отредактировать Устав ООН. Подобное в современных реалиях затруднительно.
Соответственно, только международный трибунал, созданный ЧГК, будет иметь международное признание.
Добавим, что возобновление деятельности советской комиссии позволяет решить и еще одну задачу.
Еще в 2015 году Следственный комитет РФ призвал устранить из Конституции РФ положения о безусловном приоритете норм "международного права" над российским правом. Под это положение в 1996 году был прописан международно-правовой раздел Уголовного кодекса России. Этот раздел был подготовлен при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (заявление самого USAID). В соответствии с принципом приоритета "международного права" в него были внесены положения, характерные для англосаксонского права. На их основе невозможно судить тех, кто создан и финансируется англосаксами. Именно поэтому Следственный комитет призывал пересмотреть Конституцию, а затем, опираясь на новую редакцию Основного закона, отредактировать Уголовный кодекс.
В 2020 году в России прошла конституционная реформа. Однако тогда было принято решение не трогать первые два раздела Основного закона, в т.ч. статью, в которой прописан приоритет международного права. Соответственно, и Уголовный кодекс остался неотредактированным. Возобновление деятельности ЧГК позволяет решить эту проблему. Этот орган вправе самостоятельно формировать международное уголовное право.
ЧГК вправе отредактировать нормы Уголовного кодекса, приведя его в соответствие с российским правом. Причем сделает это в точном соответствии с нормами о приоритете международного права в действующей Конституции.
Юрий Городненко