фото © РИА Новости / Владимир Астапкович
Выступая на открытии Примаковских чтений (форум, считающийся вплоть до последнего времени одним из самых влиятельных с точки зрения формирования международной повестки дня), помощник президента России Юрий Ушаков заявил, что если раньше бытовала идея построения общего пространства от Лиссабона до Владивостока, то теперь становится понятно, что этот проект не удался. Он добавил: "Через три десятилетия после распада Советского Союза Россия не получила "квартиру" в общеевропейском "доме". Нам этого не позволили. И мы сами теперь понимаем, что эти ожидания и перспективы были достаточно иллюзорными. От таких иллюзий мы сейчас отходим".
Первый такой — в буквальном смысле слова — разворот в воздухе совершил тогдашний премьер-министр России Евгений Максимович Примаков. Узнав о начале натовских бомбардировок Сербии и ее столицы Белграда, он приказал экипажу авиаборта, который летел в США, направить его обратно. В Москву.
Теперь предстояло решить гораздо более сложную задачу: экономическая база для независимых внешних поступков уже была, но требовалось наличие воли и политического расчета, чтобы их совершить.
В мире, который построил сам коллективный Запад, есть принимающие решения патриции (те сидят главным образом в Вашингтоне, ну и чуток — в Брюсселе) и лишенные права голоса плебеи. Даже если эти плебеи называются президентами и премьер-министрами, даже если они и избраны всеобщим голосованием, сути дела это никак не меняет. Их полномочия ограниченны. Они делают вид, что управляют странами, но они лишены возможности что бы то ни было в этих самых странах контролировать.
Елена Караева