Чем дальше в истории остаётся медийный шум от удачного харьковского манёвра ВСУ и взятого без боя Херсона, предварительно оставленного российскими войсками, тем более чётко проступает довольно невесёлая картина истинного положения дел в украинской армии.
Так, к примеру, попытки удержать Артёмовск — небольшой городок в Донбассе, переименованный Киевом в рамках политики декоммунизации в Бахмут — превратились для ВСУ в военную катастрофу, прозванную западными СМИ «Бахмутовской мясорубкой».
По информации из украинских источников, чтобы насытить город пехотой и не позволить российским войскам занять пустые кварталы, главком ВСУ Валерий Залужный вынужден отправлять в Бахмут все имеющиеся у него резервы, вплоть до подразделений территориальной обороны и пограничников.
Держать Артёмовск любой ценой требует от генштаба политическое руководство Украины. На Банковой стремятся максимально оттянуть тот момент, когда придётся отходить, поскольку город стал своего рода символом, и его потеря может информационно перечеркнуть успехи в Харьковской и Херсонской областях, особенно в глазах Запада, где всё явственнее растёт запрос на скорейшее решение конфликта мирным путём.
Но не только за свой имидж за границей трясётся Зеленский, посылая на верную смерть одну сотню украинских солдат за другой. Ему также не менее важно сохранить возможность продолжать раздавать лживые обещания о «скорой победе» своим согражданам, которые с каждым днём всё меньше и меньше верят в сказки Зеленского, Арестовича и прочих украинских говорунов.
Рост недовольства в украинском обществе налицо. Пока он не принял формы активного протеста, вместо этого люди просто стараются убежать от войны, кто как может, и, в первую очередь, это касается тех самых солдат, чьими жизнями так легко играет киевский режим.
Ещё в конце мая, после потери Мариуполя и ряда крупных населённых пунктов в ЛНР, генштаб ВСУ обратился в Офис президента с просьбой ужесточить законодательную базу за дезертирство, которое в украинской армии приобретает всё более массовый характер. Но тогда негативный общественный резонанс, связанный с предполагаемым правом командиров расстреливать дезертиров на месте без суда и следствия, вынудил Банковую отозвать этот законопроект на доработку и вместо расстрелов предложить увеличение тюремного срока дезертирам с одновременной конфискацией у них имущества.
В итоге закон был принят Верховной Радой, но Зеленский так его и не подписал. Сейчас же Залужный высказался в поддержку обновлённой редакции законопроекта, усиливающей уголовную ответственность военнослужащих за невыполнение приказов, и попросил президента, наконец, подписать документ, введя его таким образом в действие.
«Армия держится на дисциплине. И если пробелы в законодательстве не обеспечивают его соблюдение, а „отказники‟ могут заплатить штраф, размер которого составляет до 10% боевых выплат — это несправедливо. Обнажённые (из-за самовольного оставления позиций) участки фронта вынуждены закрывать собой другие военнослужащие, что приводит к увеличению потерь личного состава», — заявил на днях генерал.
Поговаривают, что вступиться за скандальный закон главкома вынудила как раз ситуация в Артёмовске, где уже целые подразделения ВСУ отказываются отправляться в «Бахмутовскую мясорубку», из-за чего удержать ситуацию под контролем становится практически невозможно.
Кстати, многие услышали в видеообращении Залужного намёк на подготовку к усиленной мобилизации, что особенно актуально в период новогодних праздников, когда украинским военкомам будет проще вылавливать людей в толпе гуляющих горожан. Но, как мне кажется, дело вовсе не в этом.
В своём публичном заявлении главком ВСУ признал наличие объективных причин, которые провоцируют его подчинённых бросать оружие и оставлять поле боя, и вот здесь мы подходим к самому важному.
Ситуация, когда людей заставляют воевать «за Родину» из-под палки, наглядно показывает, что попытка Банковой превратить войну Украины против России за интересы США в народную провалилась. И для этого, на мой взгляд, есть несколько причин.
Во-первых, украинцы реально не понимают, за что воюют. В том смысле, что восемь лет война в Донбассе была для них, как, кстати, и для многих наших сограждан, «где-то там». Они мало что про неё знали и ещё меньше хотели знать. Им вкладывали в голову чушь про террористов, которые сами себя обстреливают, и отсталый регион, никому на самом деле ненужный и вообще всегда являвшийся обузой для Украины. И они верили. Верили, потому что так было удобно.
И потому, когда Россия начала СВО, граждане Украины искренне недоумевали «а нас за шо?» и уж тем более не могли понять, за каким, извините, чёртом, их заставляют биться и умирать за тот самый «ненужный Донбасс». За прошедшие десять месяцев в этом вопросе ничего, по сути, не изменилось.
Во-вторых, отношение военнослужащих ВСУ и головорезов СБУ к местному населению в ранее «освобождённых» и пока ещё подконтрольных Киеву районах непосредственно рядом с линией соприкосновения показывает, что украинское руководство по факту воюет с собственным народом.
Так, сначала журналисты британской Sky News, а затем и французской Le Mond вышли с репортажами из Херсона, в которых не сумели скрыть реального положения дел в «освобождённом» городе и отношение местного населения к возвращению украинской армии.
«Жизнь стала лучше, чем во время оккупации?», — спросила журналистка Sky News местную жительницу. «Хуже. Хуже. Дают помощь, но не всем», — ответила та.
Цитируя 60-летнюю Светлану, на этот раз уже французский журналист воочию убеждается в недовольстве херсонцев новой-старой властью.
«Эти украинские солдаты никуда не годятся, они нам не помогают, а только подставляют нас под снаряды», — заявила пенсионерка, рассказавшая, что при россиянах она могла «спокойно ходить по городу, привозили и гуманитарную помощь».
При этом, как пишут украинские СМИ, Киев практически не занимается восстановлением отвоёванных населённых пунктов и подобная ситуация наблюдается как в Херсоне, так и в других населённых пунктах области, а также Харьковщины.
И что особенно показательно, недовольство возвращением Украины высказывают те, кто сознательно не захотел уйти вместе с российскими войсками, а специально остался ждать прихода ВСУ. То есть представители проукраинской части местного населения.
Ну и в-третьих, общая усталость от войны и «перегрузка» от ежедневной идеологической накачки дают обратный эффект. Украинцев попросту перекормили пропагандой, и она уже не только перестала действовать, но и вызывает у них стойкое отторжение. Впрочем, рано или поздно это неизбежно должно было произойти.
Всё это вместе, и каждая причина в отдельности вызывает отчаяние у простых людей и приводит к массовому дезертирству в армии. Что же касается жёстких мер, за которые ратует главком Залужный, то на короткой дистанции они, возможно, будут эффективны, но в условиях затяжного конфликта не помогут. История Первой мировой тому наглядный пример. Правда вот, в высоких киевских кабинетах умных книжек нынче не читают, всё больше западные методички...