Министерство обороны РФ объявило о начале военной реформы, в рамках которой планируется усилить группировку в Арктике. Конкретно предполагается расширить военные базы на Земле Франца-Иосифа, Новосибирских островах, острове Врангеля. Также планируется восстановить «точку» войск ПВО на острове Виктория.
Остров Виктория расположен в Баренцевом море между архипелагом Земля Франца-Иосифа и самым восточным из островов Шпицбергена – Белым (Kvitøya). Во времена СССР здесь размещалась отдельная радиолокационная рота ПВО. Она отвечала за военное прикрытие морских маршрутов, пролегавших к советским поселениям на Шпицбергене.
Поскольку Виктория и остальные из перечисленных островов расположены вдоль Северного морского пути, их укрепление обезопасит этот арктический маршрут.
Северный путь пролегает через Северный Ледовитый океан. Он является самым коротким морским маршрутом из Европы в Восточную Азию. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по нему почти в 1,7 раз короче пути через Суэцкий канал. Кроме того, Северный маршрут пролегает через районы, обладающие огромными запасами полезных ископаемых. Его развитие будет способствовать более активной эксплуатации местных ресурсов. Не случайно под реализацию этого проекта Россия строит целый атомный флот, который позволит увеличить грузопоток через Арктику в 40 раз!
Однако развитие данного проект не может устраивать англосаксов. Они рискуют получить серьезную альтернативу тем транспортным маршрутам, которые контролируют. По этой причине Запад пытается заблокировать Северный путь. С этой целью использует ту политико-правовую ситуацию, которая возникла вокруг Шпицбергена.
Шпицберген представляет собой крупный архипелаг, богатый запасами угля и расположенный у западного входа в Северный морской путь. Его освоением с давних времен занимались русские поморы. Именно они создали здесь самое старейшее из известных европейских поселений. В середине XVI века здесь существовало поморское становище Стаббэльва. Оно функционировало задолго до появления на архипелаге норвежцев и других европейцев.
Поэтому Российская империя изначально рассматривала Шпицберген как часть своей территории. Другое дело, что Россия не желала конфликта с королевствами Швеция и Норвегия, также желавшими осваивать архипелаг.
В 1872 году Российская империя заключила с ними соглашение о совместной эксплуатации местных ресурсов. Это соглашение было первым в истории, которое определяло международный статус Шпицбергена. Оно предполагало совместное владение архипелагом.
В 1912 году Российская империя, Королевства Швеция и Норвегия заключили еще одно соглашение. Они договорились создать российско-шведско-норвежскую международную комиссию для совместного управления Шпицбергеном.
Все изменилось после того, как Россию охватила Гражданская война. Воспользовавшись ослаблением соседа, Норвегия в одностороннем порядке объявила свой суверенитет над Шпицбергеном. При этом ее поддержали Англия, Франция, США и другие западные страны.
После длительных споров Советский Союз пошел на компромисс. Он признал норвежский суверенитет над Шпицбергеном, но при условии предоставления права на осуществление экономической деятельности, наравне с Норвегией. Данный компромисс был закреплен отдельной резолюцией норвежского Стортинга (парламента), наделившего советские поселения на архипелаге правом экстерриториальности и автономии. Кроме того, Норвегия признала советско-норвежскую границу, установленную декретом Президиума ЦИК СССР в 1926 году. Эта граница пролегала по 32°4’35 в. д. и проходила через остров Белый, т.е. в восточной части Шпицбергена. Благодаря этому Советский Союз, а затем Россия получили прямой морской и воздушный проход к архипелагу.
С тех пор СССР, а затем Российская Федерация развивали активную экономическую деятельность на Шпицбергене, прежде всего, по добыче угля. Русские создали поселки Баренцбург, Пирамида, Грумант.
Так продолжалось до тех пор, пока не распался Советский Союз. В 1990-е годы Норвегия вдруг отказалась от признания существовавших на тот момент морских границ. Она потребовала, чтобы линия разграничения была перенесена на восток и проходила по середине между островом Белым и российским Виктория. Таким образом, Россию хотели лишить прямого доступа к Шпицбергену.
Москва пошла на уступки норвежской стороне. Мы здесь не будем разбирать насколько оправданными были эти уступки. Главное то, что по российско-норвежскому соглашению 2010 года, установившему новую границу, смещение линии разграничения было увязано с соблюдением ряда условий.
Прежде всего, Норвегия гарантировала соблюдение российских прав на Шпицбергене, в частности на экстерриториальность и свободное ведение экономической деятельности.
Кроме того, правовой основой для российско-норвежского соглашения была указана Конвенция ООН по морскому праву. В договоре 2010 года есть прямая ссылка на этот документ. Конвенция ООН устанавливала, что плавание по всему маршруту Северного морского пути должно осуществляться в соответствии с правилами, устанавливаемыми Россией. Так гласит статья 234 Конвенции, и это означало, что даже проход кораблей мимо Шпицбергена будет регулироваться Россией, а не Норвегией.
И что же мы видим сегодня?
В апреле 2022 года норвежский губернатор Шпицбергена присоединился к западным санкциям против России. Российскую Федерацию лишили авиасообщения со своими поселениями на территории архипелага.
В октябре 2022 года Норвегия лишила Россию свободной морской связи с российским портом Баренцбург.
Теперь норвежское правительство открыто говорит, что намерено полностью вытеснить русских с архипелага, после чего перекрыть свободный вход в Северный морской путь. В этой ситуации очевидно, что Россия не может быть связана соглашениями по Шпицбергену.
В июле 2022 года спикер Госдумы Вячеслав Володин дал поручение комитету по международным делам рассмотреть вопрос о денонсации российско-норвежского соглашения о морской границе. Для расторжения этого договора есть все юридические основания.
В соответствии с Конвенцией ООН о морском праве, которая составляет правовую основу российско-норвежского договора о границе, все спорные моменты должен решать Международный трибунал по морскому праву. Его палаты заседают либо в Германии, либо в Сингапуре. В 2022 году Россию лишили права обращаться в этот арбитраж. Германия и Сингапур ввели санкции, которые не позволяют россиянам участвовать в арбитражных заседаниях. С этого момента Конвенция по морскому праву перестала действовать. Следовательно, утратил силу и российско-норвежский договор.
Россия вправе восстановить прямую связь со своими поселениями на Шпицбергене. Чтобы это произошло, необходимо иметь возможность защитить морской и воздушный маршрут. Для этого и необходимо усилить военное присутствие в Арктике.
Юрий Городненко, РенTV