Источник изображения: forbes.net.ua
На улицах городов идут тотальные облавы и вывешиваются объявления с требованиями явиться в военкоматы до конца января под угрозой юридической ответственности. В призывные пункты тащат даже тех, кого раньше не трогали: региональных чиновников и бизнесменов «со связями». А общественное мнение в Европе готовят к тому, чтобы насильно отправлять в ВСУ беженцев. Киевский режим пытается восполнить огромные потери и готов отправить на убой практически все мужское население страны.
Начавшаяся на Украине в новогодние праздники волна мобилизации не только не идет на спад, но и принимает всеобъемлющий характер.
«На улицах гребут всех. Город опустел. Люди боятся передвигаться пешком», — рассказал в комментарии RuBaltic.Ru предприниматель Денис, живущий в одном из областных центров востока Украины.
Некоторые из его коллег не смогли скрыться от военкомов и уже воюют в самых горячих точках, в частности — в районе Артемовска. Настроение у «новобранцев» мрачное — они рассказывают об огромных потерях и о том, что даже достаточно тяжело раненных солдат ВСУ после оказания первой помощи отправляют назад в окопы.
На домах в Киеве и других крупных городах появились «объявления» о мобилизации. Судя по записям с установленных во дворах камер, расклеивают их работники ЖЭКов. Сотрудники СМИ обратились в военную администрацию Голосеевского района украинской столицы, и им подтвердили, что объявления — не фейк.
Распространяемый документ содержит текст приказа, согласно которому все военнообязанные, не получившие еще повестки, обязаны явиться в военкоматы до 31 января 2023 года. Кроме того, им запрещается менять место жительства без разрешения военкома.
От директоров предприятий, учреждений и учебных заведений требуется обеспечить явку в военкоматы своих сотрудников (в том числе тех, кто находится в длительных командировках; их приказывают отозвать). Тем, кто не явится в центры комплектования ВСУ добровольно, угрожают штрафами.
В прошлом году подобные меры вызывали среди населения возмущение и протесты, но теперь ни у кого, похоже, желания спорить с властями больше нет. Украинцы просто прячутся.
Николаевский областной военкомат призвал местных жителей не ждать повесток, а «немедленно прибыть для уточнения учетных данных в территориальный центр комплектации и соцподдержки». При этом люди прекрасно знают, что никакого «уточнения данных» не будет. Наивных граждан, поверивших в эту сказку, моментально призывают и без долгих разговоров отправляют в зону ведения боевых действий.
«Группы ловцов мужского населения по всему городу чаще одеты по гражданке — у остановок, у магазинов, на стадионе, где владельцы выгуливают собак… В одних местах только повестки вручают под роспись, а в других сразу в машину заталкивают. Мой родной человек говорит, что даже его знакомые с «крутыми подвязками» тоже предпочитают максимально отсиживаться дома и «не отсвечивать»», — написала жительница города Винница.
Тех, кто пытается прятаться от мобилизации, ищут сразу в шести государственных реестрах: едином государственном демографическом, физлиц — плательщиков налогов, актов гражданского состояния, соцстраха, государственной миграционной службы и перемещенных лиц.
Кроме того, к охоте на призывников привлекают, как во время гитлеровской оккупации, центры занятости («биржи труда»). Любой, кто пытается трудоустроиться, зарегистрировать предприятие, жениться, получить свидетельство о рождении ребенка, прописаться, сразу оказывается в цепких руках украинских военкомов.
Отдельный «сюрприз» ожидает военнообязанных беженцев, скрывающихся от боевых действий (и сотрудников военкоматов) в Европе. Перед самым Новым годом правительство Украины официально возложило на свои дипломатические представительства обязанности по военному учету украинцев, находящихся за рубежом.
А теперь с любопытным откровением выступил бывший командующий Сухопутными войсками Польши генерал Вальдемар Скшипчак: «Вместе с НАТО мы должны начать подготовку новых формирований украинской армии — в Польше, Германии и Франции. Обучайте тех граждан Украины, которые здесь находятся: мобилизуйте, обучайте, назначайте, отправляйте на фронт, потому что Украине становится все труднее».
«Такое ощущение, что заявление польского генерала — это подготовка общественного мнения на Западе. Ситуация, в которой западные государства начнут хватать силой украинских мужчин на своей территории, забирать отцов у детей, отправлять людей в «мясорубку», от которой они сбежали, будет выглядеть уродливо и может вызвать возмущение у части европейцев. Вот поэтому такие генералы и настраивают местных жителей на то, что это, мол, неизбежно», — заявил в интервью RuBaltic.Ru активист Русской весны в Севастополе и участник обороны Луганска в 2014 году Константин.
Мобилизационный потенциал у Украины, хоть и не очень большой, все же есть.
Сколько людей живет сейчас на Украине, не скажет с уверенностью никто. В 2019–2020 годах численность населения оценивалась формально в 37 млн человек, однако, согласно потреблению хлеба, фактически составляла порядка 25–26 млн. Остальные или переехали за рубеж, не оформив это официально, или находились за границей на заработках.
После начала российской специальной военной операции около 10 млн украинцев выехали на территорию Европы и России (правда, большую часть их составили женщины и дети). Еще несколько миллионов оказалось в регионах, освобожденных Вооруженными силами России (северная часть ЛНР, южные районы ДНР, Запорожской и Херсонской областей).
Путем нехитрых арифметических вычислений можно прийти к выводу, что на подконтрольных киевскому режиму территориях проживает примерно 2,5–3,5 млн мужчин потенциально призывного возраста. Из них около миллиона было поставлено под ружье еще в первом полугодии 2022 года (речь идет как о постоянном составе силовых ведомств, так и о мобилизованных).
Из остальных значительную часть составляют студенты-очники, люди, не подлежащие призыву по состоянию здоровья либо осуществляющие уход за инвалидами, а также те, кто имеет «броню» от военных производств.
И все же киевский режим желает призвать еще несколько сотен тысяч человек, и из них около 100 тысяч — в ближайшие недели.
По мнению экспертов, все дело в огромных потерях. В СМИ и соцсетях расходится информация о том, что Украина потеряла уже около 140 тысяч военнослужащих погибшими. Еще порядка 300–400 тысяч солдат ВСУ, МВД, Нацгвардии и других силовых ведомств получили ранения.
Раненых возвращают на передовую после оказания минимальной медицинской помощи, но погибших заменять фактически некем. Поэтому остается только заставлять воевать немотивированные кадры из числа гражданских. Но те делают все возможное, чтобы не попасться в руки сотрудникам военкомата.
Украинские власти нисколько не волнует тот факт, что из-за их усилий страна может остаться без «живого и невредимого» мужского населения. Вот только самих людей это уже не устраивает.
«Такой менталитет у нашего народа — если ему не хочется делать чего-то, что требует государство, то его и не заставишь», — цитирует издание «Страна» свой источник в военкомате.
Однако наш собеседник Константин считает, что хотя бы частично руководство киевского режима свои задачи постарается решить.
«Несколько сотен тысяч они в строй загонят, чтобы у них опять под ружьем всего было около миллиона, из них не менее 500–600 тысяч — в зоне боевых действий. Конечно, это будут совершенно немотивированные люди, но их будут гнать вперед под угрозой расстрела, уголовной ответственности. Кроме того, не следует забывать о том, что работы на Украине практически нет, и зарплата военного для многих станет подспорьем.
Нашей стороне нужно будет проводить грамотную пропаганду, чтобы убедить таких людей покидать части или сдаваться в плен. Для этого необходимо будет объяснять им суть происходящего. Нужно больше информационного взаимодействия — тем более что насильно мобилизованные готовы будут услышать наш голос гораздо больше, чем кадровые военные», — резюмировал он.
Святослав Князев, Rubaltic.Ru