Сегодня картошка для нас – неотъемлемая часть традиционной кухни: жареная, вареная, с селёдкой, со сметаной, обязательная составляющая супа и борща. А ведь когда-то люди бунтовали, готовы были идти на каторгу, лишь бы не есть «чёртовы яблоки».
Божество инков
Сколько лет люди выращивают картошку не скажет никто. Специалисты называют сроки от 3 до 10 тыс. лет. Родина картошки - высокогорный район озера Титикака, Южная Америка, именно тут индейцы-инки нашли растение с горькими на вкус клубнями. Древним «мичуринцам» пришлось немало потрудиться, прежде чем картошка стала съедобной. Но, попав на стол, она утвердилась на нём прочно. Менее прихотливая чем пшеница и кукуруза, росшая даже на сухой почве и при этом не боявшаяся дождей картошка стала благословением инков.
Картошка была для инков не просто пищей – это было божество, которому поклонялись, в честь которого устраивали праздники. Усопшему вкладывали в ладонь 2-3 картофелины чтобы было чем задобрить богов. Даже время инки отсчитывали в периодах варки картофеля.
Пища для бедняков и скота
Прибывших в Перу испанцев картофель не заинтересовал абсолютно. Их интересовало золото, а странные «земляные яйца» испанцы считали пищей для рабов и скота. Оценили картошку моряки - снаряжая корабли в обратную дорогу, они непременно кроме солонины и сухарей грузили в трюмы мешки с картофелем.
К концу XVI века картошка достигла Испании, где её начали массово выращивать в садах в качестве экзотического декоративного растения. На моряков, утверждавших, что клубни этого «трюфеля» можно есть, смотрели с недоверием. Поддерживала недоверчивых и католическая церковь: «Где в Священном писании есть хоть одно слово о картошке? Нет такого! А всё, о чём не сказано в Библии – от дьявола». Появилась даже новая редакция Ветхого Завета, в котором Сатана соблазнял Еву и Адама картофельным клубнем.
Учёные ботаники писали о полезных свойствах картошки, в 1604 году появилась кулинарная книга, содержавшая кроме прочих 4 рецепта приготовления картошки, время от времени она появлялась на столах знати как экзотическое блюдо и всё же до XVIII «земляное яблоко» оставалось пищей для бедняков. Даже крестьяне, кормившие картошкой скот, считали, что нормальный человек это есть не будет.
«Голодное проклятие» Европы
В XVII веке Европу накрыл т.н. Малый ледниковый период. По Дунаю и Темзе катались на санках, замёрз Босфор, по льду Москвы-реки 6 месяцев в году ездили на санях. Злаки не успевали вызревать, вымерзали. Европа билась в тисках голода. Население вымирало. Правители, которым прежде было абсолютно наплевать на своих подданных, оказались перед перспективой остаться без таковых и принялись искать средство как избавиться от «голодного проклятия».
Одним из возможных путей спасения была картошка, которая урожайнее пшеницы и более устойчива к заморозкам. Оставалась самая малость: убедить крестьян массово перейти на этот продукт. Первым это сделал король Пруссии Фридрих II, прозванный Великим. Старый Фриц, большую часть своей жизни проведший в походах, действовал с привычной ему военной прямотой.
Равняйсь! Смирно!
В 1745 году Старый Фриц обязал всех прусских крестьян 1/10 своих земель засевать картошкой. Вместе с бесплатным семенным картофелем вручался циркуляр, регламентировавший порядок посева, сбора и употребления картошки в пищу. Крестьяне рыдали и сажали. Отказников пороли, штрафовали, сажали в тюрьму. «Земляную грушу» приказано было выращивать в своих поместьях всем генералам и офицерам, за невыполнение приказа – военный трибунал. Фридрих колесил по королевству, лично проверяя исполнение своего указа.
В 1770-1772г. Восточную Европу накрыл очередной неурожай. В Чехии, Саксонии, Южной Германии сотни тысяч людей умирали от голода. Вот тогда прусские крестьяне оценили мудрость своего короля: благодаря картошке голод обошёл стороной Пруссию. Если вы попадёте в Сан-Суси и посетите могилу Фридриха II, вы с обязательно увидите на ней с десяток картофелин – так немцы до сих пор благодарят Старого Фрица, некогда спасшего свой народ от голодной смерти.
Картофельный пропагандист
Во Францию картошка попала в конце XVI века и в 1613 году её даже подали на стол королю. Однако народным овощем она не стала, а в 1748 году французский парламент запретил выращивать картофель как вызывающий проказу. Путь картошки к сердцам и желудкам французов проложил агроном и фармацевт Антуан-Огюстен Пармантье.
Пармантье служил во французской армии врачом. Попав в Семилетнюю войну в плен к прусским любителям картошки, он приготовился к скорой и мучительной смерти. Однако за три года картофельной диеты Пармантье не заболел проказой, не умер, вернулся домой здоровей чем был и если кто-то при нём говорил, что картошка вредна для здоровья, хохотал во всё горло.
Когда во Франции объявили конкурс «Продукт, способный сократить ущерб от голода», работа Пармантье о картошке заняла 1 место. Парижский медицинский факультет объявил картофель съедобным, запрет на его выращивание был снят.
Когда Пармантье как победитель получил приглашение во дворец, он преподнёс королеве букетик цветов картофеля, и та приколола его на своё платье. Пармантье устраивал званные обеды, на которые приглашал цвет общества: писателей, общественных деятелей, политиков – всех, кто мог оказать влияние на общественное мнение. На обедах подавали исключительно картошку: «картофельный суп», «картофельную кашу», «картофельный сыр», «картофельные бисквиты», «картофельный конфитюр», «картофельный хлеб». Запивали всё «картофельным кофе».
Пармантье выпросил у короля участок земли под Парижем в 17га и засадил его картошкой «для королевского стола». Когда картошка начала созревать, Пармантье выставил вокруг поля караулы из солдат. Назначенный офицер постоянно проверял несение службы солдатами днём, однако никогда не делал этого ночью. Солдаты быстро смекнули что к чему и ночами найдя укромное местечко, заваливались спать, а особенно бесстрашные просто уходили по своим делам.
Окрестные крестьяне, тоже были смекалисты и повадились воровать ночью диковинный овощ, чтобы полакомиться «королевским блюдом». Пармантье, наблюдая за этим, радостно потирал руки: именно в этом и заключался его план приобщения крестьян к картошке.
Переломным стал неурожайный 1785 год, когда Северная Франция, где картошка занимала наибольшую часть пахотной земли, перенесла удар с минимальными потерями. Пармантье стал членом Академии Наук и Людовик XVI поздравил учёного: «Вы дали пищу голодающему человечеству!»
«Чёртово яблоко» в России
Первую картошку привёз в Россию Пётр I, увлекавшийся заморскими диковинками. Царь поел сам, заставил попробовать ближних бояр, но на этом всё и кончилось, у Петра и без картошки было чем заняться.
Первой всерьёз задумалась о развитии картофелеводства в России Екатерина II: в 1765 году Сенатом по всем губерниям было разослано наставление «О разведении земляных яблок». В губерниях подивились столичным причудам – но и только. Крестьяне сажать «чёртово яблоко» отказывались, употребление в пищу «картофки» считали грехом и предпочитали ей привычную пареную репу. Екатерина, возможно, и продолжила бы свою картофельную миссию, но тут случился Пугачёвский бунт и ей стало не до картошки.
Николай I, прозванный в народе «Палкиным» взялся за дело в стиле Фридриха Великого, в 1834г. приказав принадлежавшим царской фамилии крестьянам заняться картофелеводством. Крестьяне ответили бунтами. Для восстановления порядка были задействованы войска.
В 1840 аналогичное указание было спущено крестьянам, жившим на казённых землях – по губерниям прокатилась новая волна беспорядков, бунтовали более 500 тыс. крестьян. В 1843 году принудительные посевы картошки были отменены, губернаторам предписывалось основной упор делать на пропаганду и денежное вознаграждение «первопроходцев».
К началу XX века «картохой» уже никто не брезговал, она стала частью русской национальной кухни, получила почётное наименование «второго хлеба».
Главное сокровище инков
Покорявшие инков испанцы прежде всего искали золото. Каждый год от берегов Перу отходили десятки судов, гружённых благородным металлом. Но, как показала история, главным сокровищем инков было вовсе не золото, а овощ, который они называли «папа», что в переводе означает просто «клубень».
Klim Podkova, для журнала «Все загадки мира»