Вынужден возразить некоторым коллегам, которые слишком уж большое значение придают украинскому хатаскрайничеству.
Да, хатаскрайников среди украинских обывателей пруд пруди, но объяснять хатаскрайничеством абсолютно всё решительно нельзя.
Я напомню, что свои выводы делаю исключительно на основе опыта личного общения с пэрэсичными украинцами, и уж если экстраполирую его в своих размышлениях на ситуации, в которых вводные отличаются, то очень осторожно и вдумчиво.
Перенесёмся в лето 2019 года. На Украине эйфория, поскольку выборы выиграл всенародно любимый главный украинский клоун. Украинские гастарбайтеры на нашем участке от восторга прыгали так, что я уже начал забывать как они по-человечески ходят размеренным шагом.
И вот тут-то я в беседах с ними открыл для себя «парадокс Азарова».
Всё дело в том, что русскоязычные условно оппозиционные украинцы, ненавидящие, как они утверждали, Порошенко и его камарилью, поразили меня своим отношением к Николаю Яновичу.
В разговорах со мной они признавали его одним из лучших премьером, некоторые говорили, что он самый лучший премьер за всю историю независимой Украины.
Но… все как один говорили, что не желают снова видеть его на посту премьер-министра, да и в украинской политике в целом тоже.
Да, им нравилось слушать про то, как он по телевизору втирает им мантры про «небывалый потенциал Украины», но не более того. Мол, пусть там себе и дальше в телевизоре сидит, приятные для украинских ушей вещи талдычит, но чтобы в политике больше даже не смел отсвечивать.
И это русскоязычные украинцы, зрители телеканалов Медведчука ZIK, NewsOne и 112Украина, телеведущие которых летом 2019 года дружно пели дифирамбы выходящему в прямой эфир из России посредством Skype Азарову, вслух выражая надежды увидеть его премьером Украины вновь.
А в чём дело? Лето 2019 года, Порошенко пока ещё не осмелел и вместе со своими дружками прячется под плинтусом, затаив дыхание. Все ждут прихода к власти каких-то там «здоровых украинских политических сил», а вот русскоязычные украинцы в упор не видят Николая Яновича в премьерском кресле, несмотря на красноречие любимых телеведущих.
При этом никто не заставляет их за него бороться и страдать, то есть ни о каком хатаскрайничестве не может идти и речи. Своё отношение к Азарову они выражали осознанно, и без какого бы то ни было давления и даже намёка на опасность и неприятные последствия.
Напротив, они были уверены, что Николай Янович очень скоро вернётся на Украину и обоснуется в уютном кресле какого-нибудь украинского условно оппозиционного телеканала.
Объяснения этому парадоксу мои украинские собеседники давали самые разные, но самыми популярными были два: что он якобы вёл их «не туда» и что он якобы последовательно сдавал Украину «русским».
Парочка гастарбайтеров вообще довольно искренне высказалась, заявив о том, что Азарова всё равно надо было «сносить», будь он хоть трижды лучший премьер, поскольку Украине надо было начать отрываться от России.
Подобные суждения мы могли наблюдать уже летом 2022 года, когда украинские граждане начали заявлять, что Зеленский всё правильно сделал, когда решил начать войну с Россией.
Сначала это был троллинг фриков-одиночек в адрес Порошенко, а затем эти заявления начали носить массовый характер, что не раз отмечалось российскими экспертами и украинскими горе-аналитиками уже в российских эфирах.
А теперь я слышу вселенский вой по поводу того, что украинские обыватели боятся выходить на защиту Украинской Канонической Православной Церкви (УПЦ) якобы Московского патриархата, что ни разу не так.
Зеленский, несмотря на то, что украинские священники якобы Московского Патриархата ещё весной 2022 года благословили ВСУ и молились о победе Украины над Россией, решил УПЦ упразднить. Не засчитал прогиб.
Сопротивление прихожане УПЦ оказывают очаговое и малочисленное, несмотря на то, что их, как говорят, аж целых 10 миллионов по всей Украине. И некоторые мои коллеги списали всё либо на трусость, либо на украинское хатаскрайничество украинских верующих.
А что если нет, или это не совсем так, если не сказать далеко не так?
Что если, как в случае с Азаровым, или как в случае одобрительных речей по поводу начала конфликта, какая-то часть прихожан считает, что это правильно? Или, по крайней мере, оправдано?
Вiйна жеж… А поскольку воюют они с русскими, то и церковь, будь она трижды замечательная и имеет самое большое количество приходов и прихожан, должна кануть в лету, символизируя своим исчезновением окончательный духовный разрыв с Россией.
Такое же может быть? Может. Ещё одно «остаточне прощевай», ни больше, ни меньше, мы это уже видели миллион раз.
И я не хочу никого обидеть.
Защитники УПЦ на Украине, естественно, есть, они пытаются оказывать сопротивление, но это происходит, как правило, в маленьких населённых пунктах, и, как я уже упоминал, они малочисленны.
Если ли те, кто просто запуган? Есть, и их наверняка немало.
Имеет ли место в этом случае знаменитое украинское хатаскрайничество? Безусловно.
Но есть и те прихожане, которые если не одобряют, то с пониманием относятся к варварскому и беспредельному упразднению УПЦ, поскольку убеждены, что в условиях конфликта с Россией украинские власти поступают правильно и их действия абсолютно оправданы.
Много ли их или мало, значительна ли их доля или нет, неважно, хотя это может являться предметом для дискуссий.
Убеждён в одном: они есть, и когда украинские власти расправятся с УПЦ, их количество значительно возрастёт, как в случае с одобрительными лозунгами и тезисами по поводу ведения боевых действий против России.
Таких выкриков сначала тоже было мало, а потом они стали всеукраинским трендом.
Так что не надо всё списывать на хатаскрайничество.
https://t.me/anatolyursida/5015