«Шеф! Все пропало!» Кадр из кинофильма «Бриллиантовая рука» (Мосфильм, 1969)
На второй год после начала спецоперации на Украине Запад всё ещё пытается изображать единство в поддержке киевского режима, но уже не так монолитен. Собирать очередную помощь и вводить новые волны санкций становится всё сложнее, хоть и номенклатура вооружений увеличивается в пользу более смертоносного.
При этом и в западных СМИ уже не так уверены в успехе Украины на поле боя, что проявляется то в публикации ошеломляющих потерь, то в прогнозах на будущее.
Меняется и оценка предпосылок спецоперации. Уже открыто звучат мнения о том, что её могло бы и не быть, если бы США и НАТО прислушались к российским предложениям по безопасности, озвученным в декабре 2021 года.
«Подоплёкой этой войны стала „натовская экспансия“. Это мнение всех высокопоставленных чиновников дипломатической службы США, которые знакомы с Россией и Восточной Европой. Начиная с 2014 года, после бунта Майдана, США начали открыто, а не тайно продвигаться к присоединению Украины к блоку НАТО, командование которого отправляло тяжёлое вооружение и заставляло проводить совместные военные учения», — пишет американский философ Ноам Хомски.
«Всё это — из-за усиления угроз, санкций, развёртывания тысяч американских военнослужащих в соседних странах и отправки оружия на десятки миллионов долларов на Украину», — соглашается американский аналитик из Foreign Policy in Focus Филли Беннис.
«Мы фактически перешли красную черту, мы представляли экзистенциальную угрозу для русских — и русские недвусмысленно дали нам это понять. Расширение НАТО на восток, а не „имперские амбиции“, вынудило Москву начать специальную военную операцию», — добавляет американский политолог Джон Миршаймер.
Эксперты также отмечают, что, прежде чем критиковать Россию, страны Запада должны были бы взглянуть на себя, ведь это они запустили разрушительные процессы в Ираке и Ливии.
Меняется и оценка относительно российского военного потенциала — ещё недавно западные аналитики считали, что он у России растрачен, но сейчас их выводы гораздо скромнее.
«Хотя сегодня России не хватает широкой поддержки, которую Украина получила от своих партнёров, она оказалась сильнее, чем думали многие. Её армия, экономика и верховный лидер кажутся вполне стабильными», — пишет американский журнал Foreign Affairs.
О провале в оценке России и Украины пишет журналист из США Гленн Гринвальд: «Послушать СМИ, так Украина разгромила гораздо более мощные Вооружённые силы России. Хотя русские, по сути, взяли под контроль огромную часть Восточной Украины».
А немецкий отставной генерал Клаус Виттман отмечает преимущество российской огневой мощи над ВСУ.
«Давление со стороны российских вооружённых сил усиливается. Они собирают всё, что у них есть, чтобы победить в Донбассе. Нужно быть реалистами: российская огневая мощь намного выше», — сказал он в интервью изданию Welt.
Сейчас же, как отмечает бывший замкомандующего европейской армией США Стивен Твитти, продвигается, пусть и медленно, но именно Российская армия: «„Постепенного“ — потому что в условиях современной войны невозможно просто мчаться по полю боя через защищаемую территорию. Это бы привело к огромным потерям и поражению. Так пытается действовать Украина, чтобы получить хоть что-то временное для демонстрации после нескольких месяцев отступлений и неудач».
Это при том, что западная коалиция из более чем 50 стран продолжает накачивать Украину оружием — как ещё советского выпуска, так и современным — типа ракетных систем HIMARS, САУ Caesar и БМП Bradley. По мнению подполковника в отставке Уильяма Астора, это помогло Украине выстоять до сих пор — в противном случае ВСУ были бы разгромлены минувшим летом.
Но западные запасы иссякают, поэтому меняется номенклатура поставок: так, Украина получила 105-миллиметровые гаубицы и боеприпасы меньшего калибра.
«Темпы потребления на поле боя превысили производство до такой степени, что избыточные запасы, предоставленные Украине, почти исчерпаны. Если это так, то НАТО придётся сокращать поставки», — отмечает бригадный генерал вооружённых сил США Марк Киммитт.
Да и отдельный вопрос — качество поставляемых на Украину систем, пишет редактор The Economist Шашанк Джоши: «Украина теряет много артиллерии из-за плохого обслуживания, часть её приходится отправлять обратно в Польшу для ремонта».
Венгерский историк, военный эксперт Балинт Сомкути отмечает, что сегодня перспективы Украины выглядят довольно призрачными: «Мы всё чаще слышим, что украинцы очень хорошо воюют, но они всё больше и больше отступают. Поставки немецкого и американского вооружения подходят к концу. Рано или поздно украинские солдаты поймут, что смогут выжить, только если сложат оружие, вернутся домой и сохранят украинский народ».
К слову, до сих пор Украина так и не увидела обещанного почти год назад ленд-лиза, за что американское руководство регулярно критикует бывший представитель НАТО в России Гарри Табах: «А на предстоящих президентских выборах главный вопрос будет не в том, как помочь Киеву, а как спасти себя. Для ВСУ, которые критически зависят от военной и денежной помощи Запада, — это, без сомнения, крайне скверная новость».
Аналитики Foreign Affairs отмечают, что ход боевых действий последнего времени показывает успешность новой российской тактики — её армия уже не идёт вперёд широким фронтом, а сосредоточилась на защите рубежей на линии фронта и окружении подконтрольных ВСУ населённых пунктов. Уже и преимущество Украины в числе солдат не так высоко — если осенью на 160−180 тысяч российских войск приходилось 800 тысяч украинских, то сейчас ВСУ превосходят российский контингент не более чем на 20%, а этого слишком мало для наступления.
Плюсом к этому идёт преимущество России в средствах РЭБ, которые она стала использовать чаще, и запасах артиллерии.
Западные пользователи интернета также отмечают, что все угрозы непризнания новых территорий, усиления санкций и прочее не работают. Малоперспективными выглядят угрозы Украины атаковать новые российские регионы. По мнению японского эксперта Ёдзи Камэямы, это может привести к применению Россией ядерного оружия. А о решимости свидетельствует недавний визит президента Владимира Путина в Мариуполь.
Санкции же не только не обрушили российскую экономику, а и ударили по самому Западу, применившему ограничения.
«Стратегически недальновидное и политически жалкое самопожертвование европейских стран ради каких-то „высоких целей и ценностей“ на Украине, войны с которой можно было бы избежать, если бы Запад вместо высокомерия проявил чуть больше доброй воли, едва не превратило европейские страны в страны в третьего мира», — заявляет хорватский аналитик Зоран Метер.
Уже сегодня Запад испытывает сильнейшую инфляцию, рост цен на энергоносители и продовольствие.
«Санкции вынудили Кремль сделать то, что руководство давно должно было сделать самостоятельно: отстраниться от попыток выстроить экономические и политические отношения с Западом, чьи господствующие военные и внешнеполитические доктрины провозглашают Россию „главным врагом, который должен быть уничтожен“», — пишет американский экономист Пол Робертс.
И вишенкой на торте отмечается сближение России с Китаем и странами БРИКС, что позволяет избавиться от диктата западных монополий и развивать альтернативные отношения между странами, население которых составляет три четверти мирового.
Максим Карпенко