Многие мои публикации возникают как результат разговоров с людьми (кроме тех, которые по факту выхода статистики или новостей о банкротстве банков). Сегодня тоже такой случай.
У некоторых нет понимания, как работает человеческая психика, поэтому они подвержены всяческим опасностям, с этим связанным.
Видимо надо запилить текст о психологии стрессовых ситуаций («психологии потрясений» или, как её иногда называют, «потрясающей психологии»). Благо на этой неделе у меня нет лекции в МГУ из-за праздников, и есть немного свободного времени.
Эрик Берн писал, что лечат три вещи – любовь, война и психотерапия. Первые две сносят привычную картину мира, выбивают из стационарного (нерабочего) состояния, а психотерапия делает это же аккуратно. Но война, как и любовь, может как поставить крышечку на место, так и унести её напрочь.
Как это работает?
В обычном, стационарном состоянии человек обладает устойчивой (не обязательно правильной, но стабильной) картиной мира. И чтобы внести в неё коррекцию, нужно её расшатать (люблю это делать, надо признать). Выбить из колеи. Психотерапевту для этого нужно добиться глубокого доверия пациента. А при сильных потрясениях это происходит автоматически, эволюционно так устроено, что в таких состояниях у человека обучаемость повышается, это увеличивает его шансы выжить.
Как писали выжившие узники концлагерей, первыми гибли безудержные оптимисты, верившие, что всё это недоразумение и скоро закончится. Вторыми гибли те, кто считал, что это никогда не закончится. Первых косила фрустрация, вторых апатия. Лучшие шансы на выживание были у тех, кто «обрабатывал входящие по мере их поступления».
Две самые частые опасности: ПТСР и выгорание.
ПТСР – это перегрузка нервной системы от чрезмерного обилия раздражающих сигналов. Это тяжёлое психическое состояние, возникающее в результате единичного или повторяющихся событий, оказывающих сверхмощное негативное воздействие на психику индивида. Травматичность события тесно связана с ощущением собственной беспомощности из-за невозможности эффективно действовать в опасной ситуации.
Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Может характеризоваться нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью к соматическим заболеваниям, употреблению алкоголя или других психоактивных веществ, суицидальному поведению.
Развитие данного синдрома характерно, в первую очередь, для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов, пожарные).
То есть для того, чтобы эмоционально перегореть, не обязательно находиться в эпицентре событий, достаточно слишком сильно переживать за других в течение длительного времени.
Слишком много читать новости (особенно так называемый «думскроллинг», то есть концентрация на негативных новостях), глубоко переживать, активно представлять себе лишения и страдания других, нервничать – это всё способствует, как говорит товарищ полковник Трухан, «улетанию кукушечки».
При этом сторонний наблюдатель не может никак повлиять на ситуацию, и получает от этого дополнительную фрустрацию (см. выше про ощущение беспомощности). «Что творят, гады! А я ничего не могу сделать!».
Это вызывает страх, гнев, ненависть к предполагаемым источникам проблем, агрессию (в том числе к тем, кто пытается успокоить). В общем, полный спектр негативных эмоций, способствующих дестабилизации психики.
Я просто вижу, как тут плывут, рвутся и едут крышечкой даже профессиональные журналисты и блогеры, которые вроде как должны быть привычными к плотным инфопотокам и насыщенной повестке.
И пинаю я их иногда не со зла, а наоборот, чтобы привести в чувство (к сожалению, не всегда работает).
На психику непривычного же человека, который просто слишком много читает новостей о СВО (особенно в телеграме, где придурки насыщают это ненужными эмоциями, чтобы повысить продажи), это оказывает вообще разрушительное воздействие.
Помните текст древней молитвы. «Дай мне силы изменить то, что я могу. Дай мне смирения принять то, что я изменить не могу. Дай мне мудрости отличить одно от другого».
Иногда это усугубляется чувством вины. «Они там рискуют/страдают/гибнут, а я тут в безопасности/бездействии».
Этим активно пользуются различные мрази, через ощущение вины манипулируя такими людьми. «Чувствуешь себя виноватым? Напиши про «злочинну владу» и «мочить охранителей», почувствуй сопричастность".
Чувство вины мешает отвлечься, переключиться, заставляет скролить всё больше и больше, погружаться в бездофаминовую бездну отчаяния всё глубже.
Не смей отдыхать! Не смей радоваться! Не смей переключаться и думать о чём-то другом!
А отдыхать надо, переключаться надо, радоваться надо. Даже сугубо для сохранения психологического и соматического здоровья.
Помните, один чмошный полупокер в прошлом году громко возмущался, что некоторые россияне смеют ездить отдыхать во время войны? Он пидор. Потому что хочет, чтобы вам было плохо, вы испытывали чувство вины, платили и каялись, каялись и платили. Он вас ненавидит и хочет использовать для своих мерзких целей.
«Кто сказал, что надо бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне». Это Твардовский, а он знал, что такое война, не понаслышке.
Если вы не будете отдыхать – то сдохнете. И не сможете быть полезным. И тем, кто на фронте, никак этим не поможете.
Одни гибнут, чтобы другие жили. Не чтобы мучились от наведённого чувства вины, а чтобы жили, радовались, любили, рожали и воспитывали детей. Это ЖИЗНЬ. И вы должны жить её за себя и за того парня.
День Победы – это праздник жизни! Мы вспоминаем мёртвых, тех, кто отдал свою жизнь ради того, чтобы могли жить другие.
Смертию смерть поправ – это не только про Христа, это про всех жертвующих собой ради других.
Спросите себя, хотели ли бы они, чтобы мы жили с ощущениями вины и горя? Нет, они хотели бы, чтобы мы были счастливы и радостны.
Это ПРАЗДНИК! А скорбят пусть те, чьи предки проиграли. Их до сих пор в этот день страшно корёжит.
Помните, в «Щит и меч» Александр Белов довёл себя до полного нервного истощения, и ему пришлось потом долго восстанавливаться (и не факт, что без необратимых последствий). А вот полковник Исаев позволял себе и поспать немного, и картошечку спечь в камине, и скушать её с рюмочкой алкоголя, и песню спеть душевную (правда про себя, чтобы не услышали нацисты).
Поэтому живите полной жизнью. Дышите, смейтесь, влюбляйтесь, ездите на шашлыки, отдыхайте, слушайте музыку, читайте книги, смотрите фильмы и так далее.
P.S. У меня информационный перегруз и выгорание – профессиональные риски, я много лет с ними воюю (вроде как успешно), поэтому знаю, о чём пишу.