Пауль де Вос. Травля медведя. XVII век
19 мая в журнале The Atlantic вышла статья американского политолога Элиота Коэна. При Кондолизе Райс, с 2007 по 2009 годы Коэн был советником в Государственном департаменте. Сейчас он профессор в Школе перспективных международных исследований Университета Джонса Хопкинса и заведующий кафедрой стратегии в Центре стратегических и международных исследований. Коэн — автор The Atlantic — одного из старейших и респектабельных американских журналов, где печатается политическая публицистика.
Эта статья является адаптированной для печати речью, произнесенной на конференции «Стратегический ковчег» Польского института международных отношений 17 мая 2023 года. Попавшая на страницы журнала речь очень откровенна и тем ценна.
ИА Красная Весна предлагает ее частичный перевод.
Соединенные Штаты пострадали от преднамеренной нечеткости формулировок своих целей в конфликте на Украине, считает Коэн.
«Вялые фразы вроде „помочь Украине защитить себя“ или, что еще хуже, „поставить Украину в наилучшее положение для переговоров“ либо бессмысленны, либо пресны. Бюрократический ментальный туман маскируется под искусную политику, а это опасно. Стратегия — это соответствие средств целям», — пишет автор.
Он указывает, что, в отличие от США, у Киева есть определение своей победы: территория в границах 2014 года, восстановленная экономика, членство в ЕС и НАТО и суд над Россией. Россия, считает Коэн, тоже знает, как выглядит победа: «сломленная и отделенная от Запада» Украина. «Европа в беспорядке и снова пристрастилась к дешевым природным ресурсам и возможностям для бизнеса в Москве и реконструкция большей части старого российского имперского государства», — пишет Коэн.
«Мы должны хотеть победы, как ее определяет Украина. Но для этого Запад должен не только помочь разгромить Россию — он должен убедить Россию в том, что она потерпела поражение», — считает он.
Если победит Россия, пишет автор, она будет иметь больше возможностей «вмешиваться в дела Европы и расширять свое влияние» (разумеется, «творя насилие»), амбиции России, по его словам будут расти вместе с успехом. «Победа России также научит мир тому, что Западу, несмотря на его богатство, не хватает решимости, выполнить свои обязательства и преподнесет Пекину обнадеживающий урок», — пишет он.
И наоборот, поражение России заставит Пекин занять оборонительную позицию, укрепить отношения с Западом и заставит вести себя так, как нужно США в тех частях мира, которые для них наиболее важны. Но самое главное, пишет автор, поражение России «навсегда заблокировало бы российский имперский проект».
«Поражение России не требует марша на Москву (что в прошлом было редкостью), и не требует, чтобы Россия была беззащитна и опустошена (невозможно без Третьей мировой войны). Скорее, это будет достигнуто в головах руководителей и населения России. Россия должна быть убеждена в том, что военная машина и ее развертывание в крупномасштабной войне неизбежно потерпит неудачу, и она должна осознать, что Украина навсегда и полностью потеряна», — пишет автор.
«Во Вьетнаме и Афганистане США потерпели поражение, не проиграв ни одного сражения. Мы убедились, что борьба бесполезна и болезненна, что наши враги непримиримы и непобедимы, и что цена, заплаченная кровью, средствами и вниманием, никоим образом не стоит и никогда не будет стоить этой цены», — приводит автор примеры такого поражения.
«Украина должна не только добиться успеха на поле боя в своих предстоящих контрнаступлениях, она должна обеспечить более чем упорядоченный вывод российских войск после переговоров о прекращении огня. Говоря жестко, нам нужно видеть, как русские массово бегут, дезертируют, расстреливают своих офицеров, взяты в плен или мертвы. Поражение русских должно быть явственно большим, кровавым месивом», — сказано в материале.
«Для этого Запад должен в срочном порядке предоставить все, что может быть использовано Украиной, в том числе ракеты большой дальности, чтобы навсегда разрушить 11-километровый Керченский мост между материком и Крымом, и кассетные боеприпасы, чтобы уничтожить российские боевые машины и пехоту. Сломить российскую армию, как это сделали мы, потратив лишь малую часть нашего оборонного бюджета и не пролив нашей крови, — это поразительная стратегическая сделка», — считает Коэн.
Более того, Украину нужно окончательно оторвать от России. «Это означает скорейшее вступление Украины в ЕС и НАТО, а также глубокую приверженность Запада экономическому восстановлению Украины и, самое главное, ее вооружению до зубов на долгие годы вперед», — пишет автор.
Шок от поражения на поле боя Запад должен дополнить «агрессивной информационной кампанией», чтобы убедить жителей России в реальности поражения страны. Для этого, им будут говорить о том, что их проблемная экономика составляет лишь десятую часть экономики ЕС, что у них проблемы с производством современных танков, очень мало новейших реактивных самолетов Су-57, российские генералы отстали от жизни и некомпетентны, армия плохо вооружена, а логистика страдает от коррупции.
«Информационная война должна подкрепляться продолжающимися санкциями, цель которых не столько в том, чтобы выиграть войну, сколько в долгосрочной перспективе нанести вред российскому военному потенциалу, подавив экономику и заставив Россию обходиться низкокачественными компонентами и запасными частями», — говорится в материале.
«Россия должна быть изолирована и политически, и психологически, играя на исторической амбивалентности страны по отношению к Западу, представленному в двух ее столицах: Санкт-Петербурге, обращенном к Европе, и Москве, обращенной к Азии. Но русская литература, искусство, культура и политическая практика коренятся в ее отношениях с Европой. Может наступить время — через годы или, что более вероятно, десятилетия, — когда постимперская Россия снова повернется на Запад», — считает автор.
При этом автор убежден, что побежденная Россия останется «злобной, злой и мстительной», однако в побежденном состоянии она будет гораздо менее опасной для США и гораздо менее полезной для Китая.
«Ключом к этой стратегии является смелость. Мы должны победить наши страхи перед российскими угрозами и эскалацией, перед ее ядерной бравадой и даже перед крахом России. Мы должны быть стратегическими и проницательными, но ничего не может быть достигнуто без мужества. По словам Иоанна Павла, II — безоружного одинокого старика, который так много сделал для того, чтобы поставить советский коммунизм на колени, — „Никогда не сомневайтесь, никогда не утомляйтесь и никогда не унывайте. Не бойтесь!“» — заключает автор свою статью.