Однажды, в самом начале 50-х, будучи совсем молодым человечком 4- 5 лет отроду, я решился на визит к дедушке с бабушкой, что проживали в Потанинском совхозе. Вроде не очень и далеко, 5-7 км. Дорога - проселок, петляющий между всякими протоками и балками. Очень малолюдный. За целый день может никто и не проехать... Чего не сходить-то, если соскучился?
Голому собраться - только подпоясаться... Просто застегнул пуговку на прорехе однолямочных штаников и пошел себе...
... Конечно через несколько часов хватились. И закипел нехилый кипишь. Кто-то догадался позвонить деду в правление совхоза в Потанинке.
Дед немедленно запряг т.н. " трашпанку" и помчался на место происшествия. Трашпанка - это двухколесная легкая одноконная повозка.
... Я успел проделать примерно половину пути, когда навстречу мне приехал дед.
Состоялся мужской разговор.
" Куда собрался, служивый? " И жесткий, мужской ответ: " К тебе, деда..."
Как в русском романсе - " Не смотрите вы так, сквозь прищуренный глаз..."(с)
Дед, ветеран трех войн, к сантиментам не был склонен.
Он загрузил меня на трашпанку и мы помчались туда, где меня уже заискались...
Дед не позволил маме и пальцем коснуться моей попы, хотя она норовила отметиться всей ладонью...
Утром мы с дедом снарядились и поехали в Потанинку.
.... По дороге я поинтересовался у деда, могли бы меня съесть волки если бы он не приехал. Дед пояснил, что степные волки, конечно, здесь, в округе, есть. Но летом они вовсе не беспредельщики, чтобы поедать мелких человечьих детей. Потому что летом в степи надо сильно постараться , чтобы оголодать. Тьма сусликов, мышей, птицы, не вставшей на крыло... А люди - они мстительные, и за своего детеныша изведут волков под корень на сотни километров вокруг...
Re: Я видел степных волков на воле. Отец показывал. Не очень крупные, рыжеватые. Хвост не завивается кокетливым завитком, как у собак. И они совсем не умеют лаять... Самец уводит от логова с волчатами и волчицей стаю собак - преследователей как можно дальше в степь.
А потом принимает свой последний бой... Отчаянные ребята.
Re: Семейная История про чеченца.
Дед Иван, тогда не совсем дед, после тяжелого ранения получил от Родины серебряную пластинку в череп и полный дембель. И периодические страшные головные боли.
Тогда к нам в Казахстан завезли чеченцев и ингушей. Дед Иван, возвращаясь откуда-то на телеге, увидел крохотного чеченца, хоронившего своего отца. Худющий скелетик - ребенок ползал вокруг трупа , пытаясь как- то присыпать его землей. Дед остановился, и они вместе поехали домой. Бабушка Лена просто рассвирепела увидя их. Тогда стоял лютый голод и она по-своему была права. Своих кормить нечем, а тут он привозит еще одного.
Дед , зная свою неистовую Лену, скрылся с мальцом под мышкой в сенокосном балагане в плавнях. Отсиживались там с неделю, питаясь наловленными в мордушку из тальника мелкими карасями и корешками рогоза. Соль у опытного солдата Ивана была всегда...
Короче, бабушка Лена ( тогда совсем не бабушка) оттаяла.и все утряслось. Я видел фото этого моего сводного дяди. Уже где-то лет в 17. Тогда его разыскали родственники из Чечни. Горцы своих не бросают...
Он встал на колени перед бабушкой Леной и целовал ей руки. Они , суровые люди, стояли молча и ждали конца прощания. Они считали, что это вполне по- мужски Так надо... Мама все это видела.
В Чечне он женился на русской. Работал на нефтепромыслах. Приезжал. Так по рассказу очевидицы - моей мамы. Больше не знаю...
Re: Семейная История про расстрел деда.
Есть древнее фото деда в форме урядника казачьего полка. Бравый такой парень... Он воевал в ПМВ. Кресты, награды.Когда случился Октябрьский переворот, ему совсем не понравилось это паскудство.Не было в наших местах вопиющей бедности. Как, впрочем , и вызывающего богатства. Фронт развалился и он отправился домой. Дома его регулярно пытались мобилизовать то красные, то белые.
Он уклонялся., прячась в плавнях.
В конце концов его и других взяли и расстреляли. Поздней осенью на Яру ( высокий, обрывистый берег у бывшей Ямышевской крепости). На глазах у жены Лены.
Если читают женщины - просто представьте...
Их раздели до исподнего и построили у обрыва. Иван, профессиональный солдат, все правильно рассчитал. За несколько секунд до залпа прыгнул с обрыва в Иртыш. По Иртышу уже шла шуга и шансов переплыть быструю реку практически не было. Но он плавал, как та акула и переплыл... Ему лениво постреляли вслед понимая, что никуда ему не деться. Левый берег - безлюдная степь. Ветер и снег...
... Он бежал в обледенелом белье, пока не уперся в одинокое казахское семейное кочевье. Всю зиму провалялся у них в зимнике в страшном жару. Казахи лечили его, как могли- натирали бараньим жиром. И кормили какой-то затирухой из жареной муки с кусочками баранины. Он потом до конца жизни на дух не переносил даже запаха баранины...
Дед всю жизнь читал - изучал Библию. Делал какие-то записи, вычисления в толстых тетрадях. Легко предсказывал всякие геополитические изменения. И климатические тоже... При этом попов недолюбливал.
Позже я узнал, что некий Исаак Ньютон тоже всю жизнь изучал Библию и считал её средоточием мудрости.
Дед Иван Гаврилович умер только в 1964 году.
Я помню, как бабушка Лена молча сидела в изголовье у своего Ванечки. Совсем маленькая, сухонькая и тихо- тихо плакала... Деревенский платочек, повязанный домиком.
... Она сильно пережила его, своего Ваню.
Успела даже проводить меня в училище. Перекрестила вслед...
Она как будто знала, что нам на роду написано обязательно находить свою войну. Каждому поколению...
Иногда я думаю, что зачем-то же Господь дал нам, русским, такие жуткие испытания. Если это любовь, то какая-то очень уж свирепая...
... Так закончился тогда мой самый первый Побег. Вполне благополучно... Бог любит детей.