Если рынок нефти и дает представление о состоянии экономики, то только через призму двух нефтепродуктов: дизельного топлива и нафты. А в Европе новости мрачные.
Первые приводит в действие грузовики, поезда, корабли и отрасли промышленности, включая сельское хозяйство и строительство. Последняя используется в нефтехимическом секторе для производства всего: от медицинского оборудования до жевательной резинки. Годовое потребление обоих видов топлива в странах ОЭСР в Европе в этом году упадет, а нафта достигнет самого низкого уровня с 1975 года. ( 1975! Это времена дорогого Леонида Ильича мои. прим.)
«Слабый экономический рост в Европе сильно ударил по производственному сектору», — сказал Алан Гелдер , вице-президент по
нефтепереработке, химии и нефти консалтинговой компании Wood Mackenzie Ltd. товары." ( какой же это слабый рост? Это обвал, спад мои прим.)
Спрос на континенте по-прежнему критически важен даже в мире, где торговцы пристально следят за возможными перебоями в поставках, вызванными войной на Ближнем Востоке. Ожидаемое падение потребления двух видов топлива в этом году составит более полумиллиона баррелей в день по сравнению с уровнем до пандемии, что недалеко от общего потребления нефти в Бельгии.
Поскольку Европа является крупным импортёром дизельного топлива с Ближнего Востока, Индии и США, а также регулярным экспортёром нафты в Восточную Азию и Латинскую Америку, любое значительное снижение объёмов её использования, вероятно, будет иметь побочные эффекты для экономики и нефти, рынков по всему миру.
Частично снижение спроса в этом году связано с долгосрочными структурными тенденциями. Покупатели в Европейском Союзе уже давно отдают предпочтение бензиновым вариантам, а не дизельным, а продажи электромобилей также ударили по потреблению.
Но экономический кризис в Европе также является важным фактором. Данные индекса менеджеров по закупкам показывают продолжающееся сокращение строительства и производства в еврозоне , в то время как инфляция остается выше целевого показателя. Экономика Германии, крупнейшая в Европейском Союзе, сократилась в прошлом квартале и находится на грани рецессии.
Цифры по нафте впечатляют: потребление в этом году упадет более чем на четверть по сравнению с 2021 годом до 844 000 баррелей в день, что является самым низким показателем за 48 лет, по словам Кьярана Хили, аналитика нефтяного рынка Международного энергетического агентства. . Хотя нафта также используется при смешивании для производства бензина, измерения потребления, проводимые надзорным органом, не учитывают это потребление — вместо этого подавляющее большинство из них используется в качестве нефтехимического сырья.
В пяти крупнейших экономиках континента — Германии , Франции , Великобритании , Италии и Испании — последние данные показывают сокращение спроса на дизельное топливо.
Продажи дизельного топлива во Франции в сентябре упали на 13,4% по сравнению с годом ранее. Ожидается, что в Германии общий спрос на нефть в этом году упадет примерно на 90 000 баррелей в день, больше, чем в любой другой стране мира, за исключением Пакистана.
Глобальная картина более неоднозначная. В Китае спрос растет, несмотря на трудности в секторе недвижимости : в январе-августе этого года дизельное топливо выросло на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, а потребление нафты выросло более чем вдвое за соответствующий период, согласно данным данным JODI.
В Китае наблюдаются огромные инвестиции в нефтехимические мощности. Скачок производства привел к избытку предложения многих продуктов отрасли, таких как этилен, пропилен и ароматические соединения, хотя они и повысили привлекательность страны как производственного центра, сказала Эмбер Лю, руководитель отдела нефтехимической аналитики ICIS в Азии.
«Китай имеет одни из самых эффективных цепочек поставок – после расширения нефтехимической промышленности – поэтому цены на готовую продукцию Китая чрезвычайно конкурентоспособны по сравнению с другими странами», – сказал Лю.
В США подразумеваемый спрос на дистилляты, в том числе дизельное и печное топливо, за последние несколько недель упал ниже сезонных норм.
Согласно прогнозам правительства, в будущем спрос на дистилляты в стране, как ожидается, останется ниже уровня прошлого года в четвертом квартале, а затем увеличится в начале следующего года.
Тем не менее, отрасль грузоперевозок демонстрирует признаки зарождающегося восстановления, а железнодорожные перевозки также растут, говорят аналитики JPMorgan .
Нафта обычно используется для производства бензина в США, в то время как более дешевый природный газ — побочный продукт добычи сланцевой нефти — стал предпочтительным сырьем для нефтехимии.
Что касается Европы, «перспективы на 2024 год остаются слабыми для обоих продуктов», — сказал Гелдер.