Отгадайте с одного раза, какая самая спивающая и танцующая нация на свете? Правильно, евроукраинская. Та самая, которая изобрела боевой гопак и которая трижды приступом брала Евровидение. Все три раза главный европейский конкурс поющих содомитов сопереживал Украине особенно остро в период её боротьбы с москалями. Во всех иных случаях там побеждали всякие «титушки», а то и вовсе агенты Сами Знаете Кого.
Как-то Жванецкий сказал, что, чем ниже уровень жизни, чем хуже всё вокруг, тем острее шутят юмористы, тем чутче откликается публика. Когда-то в России было именно так. Но как только начались сытые нулевые, в телевизоре вместо юмора началась клоунада. Аналогичное можно проецировать и на деятелей культуры в общем: чем голоднее жизнь, тем ярче культурные явления. Вместо пустых полок магазинов и холодильников взоры граждан обращаются к телевидению, театру, газетам и книгам. Сытый творец никогда не выдаст того материала, который выдаст голодный. Сытый творец обречён на кустарничество, приспособленчество и самокопирование. Творец голодный, которому нечего терять, окромя своих цепей, будет жечь, аки дуговая сварка. Хотя бы потому, что на пустой желудок лучше думается и не клонит в сон. Посему от голодной и холодной Украины следовало бы ожидать высочайшего накала развлекательного ассортимента, который обречён был обрушиться в том числе и на нас вами. Если послушать евроукров, то мы тут в России сидим в информационной блокаде и нам достаточно лишь немного приоткрыть завесу, чтобы насладиться благодатной музыкой и зрелищем, исторгаемым из утробы невероятно окультуренной Украины. И чтобы вам не пришлось этого делать, за вас это сделал я.
Хотите, чтобы у соседки посохли все цветы? Быть может, вы сами безуспешно воюете с некоей бурной растительностью на собственном участке? Выход есть — украинские песни. Просто включите как можно погромче «Пливе кача по Тисині» и тут же увидите результат. Выносить то унылое завывание не могут даже растения. Ваша герань на подоконнике обязательно завянет, если послушает несколько раз на достаточной громкости сие произведение.
Однако не одной только вековечной печалью полнится украинский песенник. Про печаль — это в основном к классике. А вот в современной истории евроукраинских песен как раз всё наоборот: веселуха и прогноз скорой победы. Именно такими песнями Украина и запомнилась на «Евровидении», именно такие сейчас крутят по украинскому радио. Ещё в начале 2022 года киевские гауляйтеры запретили украинским радиостанциям транслировать музыку российских исполнителей. Будь ты трижды Макаревич*-Гребенщиков*, на украинских радиоволнах тебе места не осталось. Поэтому народ вынужден включать автономным образом то Газманова, то Лепса, то Круга, из-за чего включавшие неоднократно попадали в местные криминальные сводки из-за прихода наряда полиции.
В отличие от свободной Украины, в тоталитарной России украинские песни под запретом не находятся, и ваш покорный слуга неоднократно слыхивал из окон соотечественников то Сердючку, то Ротару. Ну а ежели зайти в «Яндекс Музыку», можно и вовсе прозреть от обилия украинских исполнителей, которые не гнушаются заработком денег на прослушивании в том числе и россиянами. Ещё недавно там были песни про Бандеру и прочих известных деятелей, но после общественного резонанса их оттуда всё же вычистили.
Украинская музыка — что о ней знают в России? В первую очередь это старинные песни типа «Несёт Галя воду» или «Ехали казаки». Чуть попозже подъехали советские хиты: «Чэрвона рута», «А ми удвох в одне дівча закохані» или «За Дунаем». Потом пошла эстрада уже незалэжная. Столичной публике заходили авангардные «Вопли Видоплясова» и лирический «Океан Эльзы». Хотя таланта там на одну понюшку, российской, а в первую очередь московской и питерской аудитории, импонировал сам факт рок-н-ролла на мове. Это как классический концерт, но на пивных бутылках. А вот трансвестит Верка Сердючка заходил уже более широкой публике, благо и музыка там примитивная, как у «Ласкового мая», и смысловая нагрузка. Но это всё коллективы с советским багажом, творившие в девяностых, а некоторые и в восьмидесятых.
После нулевых же пришло запустение. Будучи сам украинской молодёжью, могу уверенно заявить, что украинская музыка как культурное явление в кругу сверстников не рассматривалась вообще. Все слушали музыку западную или российскую: рок, рэп, попсу. Исполнители же украинские зарабатывали деньги на том, что они в принципе есть. Как какой-нибудь день города, из Киева в Донецк приезжали какие-то певуны, которых мало кто знал, но на которых ходили, потому что бесплатно и потому что альтернативы никакой.
Но если вы думаете, что только у украинской музыки дела плохи, то вот вам украинское кино. Попробуйте спросить у любого эстетствующего киномана, который, конечно же, против войны, за мир во всём мире и вот это вот всё, сколько украинских кинофильмов он видел в своей жизни? Можно даже упростить задачу: сколько украинских кинофильмов, снятых самостоятельно без помощи русских, он может назвать в принципе? Вряд ли он вспомнит хотя бы парочку.
Специально полез в украинскую «Википедию», где есть статистика по тамошнему кинематографу. Так вот, с 2018 года ни один фильм, снятый на Украине, не окупился ни во внутреннем прокате, ни в мировом. Ни один! Видимо, такая картина характерна для всего незалэжного кинематографа, просто до 2018-го почему-то статистики нет в общем доступе.
Про украинскую современную литературу, признаться, сказать вообще нечего. Денег там откровенно немного, народ на Украине нечитающий, а тот, который читает, требует боевиков, фэнтези и фантастики, поэтому отдельные граждане, а то и целые трудовые коллективы кустарным методом клепают бульварные книжонки на патриотические темы. Главных тем две: про то, как Мыкола мужественно пэрэмагал москалей, и про то, как тот же Мыкола стал «попаданцем», прыгнув во времени в прошлое, и там тоже воевал с москалями, но уже на стороне шведов, американцев, немцев, снабжая оных современным вооружением. Литературной ценности в подобных произведениях чуть менее чем ноль. Как-то не удалось за три десятка лет независимости вывести в люди кого-нибудь калибра хотя бы Пелевина.
Но нужно понимать, что всё это на Украине было раньше — до того, как шароварное панство добровольно влезло в нынешнюю кровавую кашу. С момента победы последнего майдана с культурой на Украине стало приблизительно как в детской песочнице, где уселась группа бомжей с целью распития чего-нибудь горячительного. Как некоторым образом следящий за данной темой, отмечаю следующие характерные изменения. Во-первых, появились матерные слова и выражения. То в ходе трансляции футбольного матча, то на презентации какого-нибудь местного кинофильма, то прямо на сцене Национального дворца искусств в Киеве.
Во-вторых, сильно поменялся государственный запрос. Если раньше деньги из украинского бюджета, направленные на кино и музыку, пытались как-то отбить за счёт изобретения какого-нибудь коммерчески выгодного проекта, то теперь повестка резко изменилась. Заказ есть только на патриотические песни, где по возможности оскорбляют Россию и русских. Ну или просто занимаются самовосхвалением. Типа как «Первый национальный» телеканал на Украине, который двадцать лет кряду круглосуточно транслировал народные хоровые песни и не менее народные танцы. Вряд ли это смотрели даже директора самого канала, но деньги из бюджета им платили исправно, потому что был заказ сверху.
В-третьих, всё перешло на мову, а чтобы творить на этом смешном сельском суржике, нужно иметь определённый склад ума и психики. Например, нельзя смеяться, когда исполняешь на мове что-нибудь эпичное с электрогитарами и про языческих богов Перуна и Ярило. А слышали ли вы когда-нибудь украинский рэп? Если вам кажутся смешными доморощенные российские исполнители, пытающиеся подражать американским неграм, то можете быть уверены, что рэперы украинские дадут в этом плане сто очков форы. Но, опять же, самому исполнителю нужно воспринимать себя всерьёз. Быть уверенным в собственной крутизне, иначе ничего не получится. А от этого со стороны всё смотрится ещё смешнее.
Занимаясь изучением данной темы, пробежался по репертуару самых популярных нынче украинских музыкантов и скажу, что в лучшем случае это звучит как любительское исполнение на дому. В худшем — как творчество пациентов психиатрической лечебницы. Раньше было получше. По этому поводу делаю вывод, что тотальный психоз и мистический морок, окутавший остатки украинского недогосударства, пагубно сказались не только на обывателях, которые эту муру слушают и находят возможным получать удовольствие, но и на самих исполнителях, чья планка качества сползла совсем уж в неприличные низины. Например, сейчас на Украине крайне популярны песни некоей Клавдии Петровны, молодой девушки, которая думает, что умеет петь под нечто, что, как ей кажется, похоже на музыку. Можете поискать в Интернете, если интересно, удивитесь и много поймёте про вкус украинской аудитории, а точнее про его отсутствие.
Чем ещё характеризуется современная украинская культура? Конечно, многочисленными перформансами, инсталляциями и акционизмом, как правило, русофобского толка. Если раньше на Украине просто пилили кресты и прыгали нагишом на президентов, то последние годы тем осталось ровно две. Первая состоит в демонстрации варварства ужасных москалей. Вторая — показ тех же москалей, но уже в образе жалком и нечеловеческом. Первый тип в основном идёт на экспорт и усиленно продвигается на площадях европейских городов, а второй скармливают уже местной публике. Классический пример — клетка в «зоопарке» с «диким русским», который только и занимается, что пьёт водку, сквернословит и обещает всех убить. При этом мы бы не узнали об этих акциях, если бы о них не рассказывало само украинское телевидение, не брезгующее радовать публику подобным. Так что вы можете себе представить тамошний уровень коллективной нравственности и культуры.
Какой вывод из всего этого паноптикума можно сделать? Их ровным счётом два.
Во-первых, тезис о том, что, мол, упадок уровня жизни всегда повышает остроту культурного мастерства, мягко говоря, глуп. Как там с культурой в Армении? Что могут сказать миру юмористы Ливии? Почему мы до сих пор не видели пронзительного и блистательного кино из Венесуэлы? Похоже, что творцы не всегда жгут напалмом с приходом экономически-политического кризиса. Иногда кризис приходит один.
Именно по этому пути пошла Украина. Там много лет доказывали, что без Киевской киностудии им. Довженко весь советский кинопром был бы банкротом. И что мы видим спустя несколько лет украинской независимости? «Довженко», ежегодно снимавшая десятки фильмов при коммунистах, благополучно обанкротилась при незалэжной Украине. Там рассказывали, что украинская эстрада за пояс заткнёт эстраду российскую. Но вот украинским певунам запретили въезд в Россию, причём в основном сама Украина, и мы видим, что никому эти ребята не нужны. Как-то обошлись.
В общем, на Украине случился классический упадок, который часто происходил с отдельными проектами, созданными в отрыве от основного коллектива. Эдакие «Битлз» поодиночке. Вместе они были откровением в музыкальной индустрии, но, когда жадность взяла верх и все ушли в сольные проекты, все они в отдельности оказались слабо интересны. Да и как тут окажешься интересным, когда у народа другие заботы: как незаметней вынести в пакете отходы собственной жизнедеятельности и как эту жизнедеятельность продолжить в условиях вот этого всего?
Во-вторых, оказалось, что весь тот развлекательный, с позволения сказать, контент, генерируемый в незалэжной, может выживать только при законодательно обеспеченном отсутствии конкуренции.
Вон сколько лет на Украине боролись с русским языком. Всё напрасно. В итоге пришлось прибегать к совсем радикальным мерам. Дальше — только расстрелы. Теперь у них там одна мова, но мова показательная — на публику. В кулуарах — только русский. Аналогично с музыкой и кино.
В Кукуеве радовались, мол, выкусите москали, у вас здесь нет силы, но стоило только выйти в России более или менее талантливому сериалу «Слово пацана», как тут же он вознёсся на вершину зрительских симпатий на Украине, чему подтверждение — первое место в украинском сегменте сервиса «Эппл мьюзик», где песня «Пыяла» российской группы «Аигел», спетая, на секундочку, на татарском языке, заняла первое место, притом что группа эта не настоящая, а созданная на удалёнке двумя людьми.
Выражу личное мнение: сериал «Слово пацана» не понравился совсем. То ли возраст не тот, то ли воспитание, но не зашло. Песня — аналогично. На мой взгляд, вещи это не самые талантливые, но даже их хватило для того, чтобы пробить украинский купол культурного превосходства. Так что, дорогие мои евроукры, дела ваши плохи. Вы отказались от прежней культуры, а свою создать не смогли. Ну а коль уж так, то, как говорил дедушка Лев Толстой, дела ваши неважные. Тушите свет и бросайте гранату, пока это не сделали за вас.
*в РФ внесен в реестр иноагентов
Сергей Донецкий, ИА Альтернатива