Большинство идей зомби-апокалипсиса страдает от общей проблемы. Их авторы не в состоянии толком объяснить причину превращения человека в зомби. Как правило, в кино и литературе акцент делается совсем на другом, а факт превращения некогда разумного человека в прямоходячего кадавра подаётся как данность. Вскользь и поверхностно. Максимум авторы ссылаются на какие-то абстрактные вирусы, после заражения которыми человек теряет волю, превращаясь в тупое и кровожадное существо. И если вам сейчас показалось, что речь пойдёт об Украине, то так оно и есть.
Зомбиапокалипсис в мятежной русской провинции
Единственная более или менее внятная теория возникновения зомби-апокалипсиса изложена в видеоигре «Последний из нас», позже экранизированной HBO в виде одноимённого сериала. Там людей превращал в зомби не вирус, а гриб под названием кордицепс, который, да, реально существует. Минимум полсотни миллионов лет кордицепс заражает живых существ, лишая их почти всех основных инстинктов, но при этом не убивая, а просто парализуя волю. Например, заражённые муравьи уходят из своих колоний в поисках места, где новому хозяину — грибу — было бы хорошо произрастать. Войдя во вкус, кордицепс решил не ограничиваться насекомыми, принявшись атаковать даже некоторых теплокровных существ. Например, были зафиксированы случаи поражения кордицепсом мышей, которые, помимо всего прочего, теряли страх перед кошками и прочими крупными хищниками. Такие мыши начинали борзеть, ведя себя совсем не по-мышиному. А когда им намекали на это, обращая их внимание на ряд неправильных и чреватых поступков, они отвечали, что у них всё хорошо. Более того, они никогда не чувствовали себя лучше. У них открылись глаза на мир и прибавилось сил. А у самих тем временем из башки торчали прорастающие ростки кордицепса. Но мыши их не видели, ибо, как и положено мышам, они слишком заняты своими мелкими делами, чтобы взглянуть на себя со стороны. А вылезающее из макушки наружу наивно считали развивающимся достоинством, национальной самоидентичностью и мудростью. Неудивительно, что вся эта мышиная возня на Украине, десятилетиями напрягающая соседей, вылилась во всё вот это, что мы вынуждены нынче расхлёбывать.
Американцы, конечно, молодцы. Непонятно, что там за гриб такой они завезли на Украину, но уж больно он выдался забористым, ибо единожды поражённый им индивид лишался мозгов раз и навсегда, получая взамен лёгкую эйфорию от ощущения перманентной пэрэмоги по всем направлениям. И всё было бы совсем хорошо, если бы не какой-то странный дискомфорт. Где-то в глубине, куда не достаёт украинское «Геббельс-ТВ» живёт в евроукрах червь сомнения, который точит, не переставая. Лишая той кристально чистой радости, генерируемой русофобским грибом-паразитом. И сомнение это образовалось из-за того, что россияне для них не такой уж небратский народ, как это кое-кому хотелось бы.
Интересная соседская жизнь
Американская корпорация «Гугл» на днях обнародовала ежегодные данные поисковых запросов в своём сервисе, где, помимо всего прочего, есть и запросы из отдельно взятых стран. Например, по итогам 2023 года россияне чаще всего искали в Интернете кинофильмы типа «Барби» или «Оппенгеймер», сервисы, связанные с нейросетями, погоду, интернет-магазины, «Чебурашку» и Пригожина. Ни политику, ни голых тётенек, ни — самое страшное — Украину. Для громадян с вышиванкой в ДНК и жёлто-голубой расцветкой мозга это непросто, а то и вовсе страшно представить. Как это так, чтобы они, главные люди планеты, на которых держится вся судьба цивилизованного мира, на фиг не сплющились тем самым россиянам, которые по идее должны начинать свой день с поиска новостей по Украине.
Вот просыпается условный Иван Степанович и сразу же из-под одеяла тёплой рукой нашаривает смартфон. Включил, поднёс к помятому со сна лицу и непослушными пальцами уже набирает в браузере: «Украина. Последние новости». Ах, что-то у Зеленского с Залужным не клеится. Как бы не случилось чего. Нужно поскорей одеваться и бежать в «Магнит» закупиться впрок сахаром и макаронами.
Однако ничего такого не происходит даже близко. Основная аудитория Интернета довольно молода, а молодёжи гораздо интереснее какая-нибудь забавная ерунда, чем политика. Они продолжат листать ленту смешных картинок и видео, даже если на Украине разом взорвутся все атомные станции. Люди постарше в общем-то не особо от них отличаются. Слишком многие погружены в себя и свою семью, чтобы отвлекаться на что-то ещё. Вот и выходит, что россияне немного напоминают американцев, которые также в общем зациклены на себе. У них тоже собственный мир внутри мира. Потому что Россия, как заявил недавно Владимир Путин, — государство-цивилизация. Полностью самодостаточное и не страдающее потребностью заглядывать кому-то в рот и кого-то копировать. Кроме российских рэперов и либералов, конечно же. А вот на Украине картина совсем иная.
Тот же самый «Гугл» опубликовал статистику по наиболее популярным запросам в незалэжной, и вы знаете что? Самыми популярными запросами оттуда стали: Пригожин, «Чебурашка», Владлен Татарский, Валентин Юдашкин, Путин, российский сериал «Слово пацана», и ФАБ — фугасные авиационные бомбы. Также там были нейросети, Евровидение, Израиль, несколько западных кинофильмов и чисто украинские потребности в виде графика отключения электричества и адресов бомбоубежищ. То есть после десятилетий яростной промывки мозгов на Украине всё ещё гуглят кино про Чебурашку. Попробуйте представить себе лицо пани Фарион, когда до неё дошло данное известие. Хотя, может, и не дошло, ибо украинские новостные ресурсы, публикуя эту новость, приводят данные избирательно, тщательно обходя упоминания всего, что связано с Россией, в положительном для неё контексте.
А как вы думали жить в мятежной провинции, добровольно поссорившейся с Большой землёй? Одному на льдине всегда холодно и неуютно, особенно если ты не медведь, а баран. В России хоть и санкции, но зато все живут дружно и спокойно. Украина же вроде как свободна от всех тягот, но окружила себя врагами. Европа — это прекрасно, но Россия для евроукров всё ещё остаётся главным центром внимания и далеко не всегда по причине боевых действий. Объяснение этому элементарное, и вы сами его знаете: Украина — это Россия, а украинцы — россияне. Именно поэтому вместо, казалось бы, насущных новостей типа одобрил ли Конгресс США помощь Украине или когда там уже Украину пустят в НАТО тамошнее население ищет кинофильм «Чебурашка», который оказался в сотни раз популярней всего того барахла, что местные творцы наснимали в патриотическом угаре. За тридцать с лишним лет своего-то на Украине так и не нажили, а интересней, чем российское, при всех криках про агрессию для украинских граждан попросту нет и быть не может. Потому что, да, Украина — цэ Россия.
И песни в России интереснее поют, и фильмы снимают, а если бы евроукры были бы ещё и читающими, то узнали бы, что и книги тоже в России пишут неплохие. Однако киевские гауляйтеры изо всех сил стараются разорвать связи Малороссии и России. Искренне считаю, что Владимир Путин был немного не прав, когда на своей большой пресс-конференции назвал русских и украинцев братскими народами. Это не братские народы — это один и тот же народ, проживающий на исконно русских землях. Поэтому Россия всегда была интересна для граждан, считающих себя украинцами. Это было и до СВО, и до последнего майдана. Так что ответы в стиле «Ну, вы же на нас напали, что ж вы хотите?» тут не хиляют. Но, к сожалению, у украинского населения очень короткая память, из-за чего это самое население и терпит бесконечные страдания. Правильные выводы никто не делает, ибо, чтобы их сделать, нужно помнить, как было правильно раньше, а вспоминать на Украине разрешено только копание Чёрного моря и славные похождения Бандеры.
Стоило ли оно того? Вот эта ссора с Большой землёй и утратой истории, культуры и живых связей с миллионами других людей? На что евроукры разменяли перечисленное? А разменяли они на игру в гордую независимость. Игра эта бездоходная, но азартная, а потому затягивающая. Однако нужно признать, что с годами она порядком утратила былую привлекательность. Чем дальше, тем от независимости меньше пользы. Кое-кто из горячечных адептов незалэжного украинства даже уже стал догадываться, что та самая вожделенная независимость вообще не дала Украине и её населению ничего хорошего. Если не брать отдельных панов, немало заработавших на дерибане новообразованной страны, всё остальное население только и могло радоваться, что сказкам о будущей пэрэмоге. Но последняя уже не ведёт себя так кокетливо, как раньше, и не прыгает на расстоянии вытянутой руки. Ей надоело, и она упорхнула. А евроукры ещё этого не осознали в степени, достаточной для общего прозрения, хотя определённый сдвиг уже имеется. Например, на украинской новостной помойке «Цензор» сильно негодуют от объявления результатов опроса, по факту которого выяснилось, что 58 процентов хотят продолжать воевать с Россией за пресловутые границы 1991 года. Негодование в основном от того, что очень уж много воинственных граждан осталось, несмотря на вот это всё. Признаться, столько уныния в комментариях оттуда мне не доводилось видеть ещё никогда. Предложение там в основном было ровно одно: вот пусть те, кто проголосовал за, берут и записываются на фронт, потому что без западной допомоги дела ВСУ плохи как никогда.
Сложности украинского выпендрежа
Опять же, не хотел отвлекаться на боевые действия, но немного придётся. Дело в том, что на том же «Цензоре» опубликовали новость о совместных усилиях США и Украины по разработке новой военной стратегии. Звучит весьма интригующе, не так ли? Оказалось, что это приблизительный пересказ статьи «Нью-Йорк таймс», вышедшей 11 декабря, чьё название не позволил бы себе ни один украинский информационный ресурс: «США и Украина ищут новую стратегию после неудачного наступления». Американские авторы пишут о поиске стратегии, а евроукры — о её разработке. Нюанс, но характерный. Потому что разрабатывать можно только то, что уже найдено.
Так вот, если вкратце, то целых шесть авторов, безусловно, серьёзных и авторитетных в своих кругах, рассказали, что стратегия, конечно, ищется, но пока ничего не найдено и не факт, что её вообще можно найти, ибо против лома нет приёма. Русские не читали натовских учебников и побеждают там, где по учебникам должны были проигрывать. С этим ничего нельзя сделать, посему военные продолжат искать вчерашний день.
От таких новостей, которые волей-неволей пошли плотным косяком по украинским СМИ, настроение у шароварного панства упало сильно ниже ватерлинии. Потерь нет, поэтому на фронт из украинских сёл и городков давно уже гребут инвалидов всех групп, женщин и несовершеннолетних. В подобной обстановке размышлять о роли украинской нации в становлении человеческой цивилизации или, скажем, о будущих репарациях, которыми Россия вынуждена будет одарить каждого громадянина, у которого на аватарке в социальных сетях трезубец, уже не получается. Как Васисуалий Лоханкин не мог думать о собственной роли в русской революции в ходе объявленной голодовки, так и среднестатистический евроукр немного захандрил оттого, что они взяли и на ровном месте поссорились с Россией. Им, как всем побитым, сразу захотелось мира, добра людям и домой к мамочке.
Впрочем, русских они всё ещё ненавидят. Пишут по-русски, говорят по-русски, думаю по-русски, но при этом русскими себя не считают. Не все, но многие. И этим многим очень, знаете ли, обидно, что кто-то собирается на Новый год есть салат оливье, смотреть «Иронию судьбы» и слушать русские песни. Желаемое на Западе перевоспитание из русских в выруси достигло лишь ограниченного эффекта и большего уже не достигнет, ибо сложно заниматься объяснением собственного превосходства перед русскими, когда эти самые русские, оказывается, побеждают в войне против НАТО. Салату оливье можно было бы объявить полномасштабную ганьбу, если бы Россия отступила с Украины до границ 1991 года. Тогда есть такой салат было бы западло, поскольку он отождествляется бы с культурой проигравших. А тут получается совсем наоборот: ешь оливье, смотришь «Чебурашку» — значит, приобщаешься к касте победителей.
Не предать, но предвидеть
Что будет с так называемыми украинцами, когда русские придут окончательно, а Киев или кто там на Украине останется подпишет акт безоговорочной капитуляции? Да ничего особенного. Они просто снова станут русскими. Просто потому, что любят быть с победителями. При этом они постоянно выбирают не тех, но в итоге каждый раз одумываются.
Однажды, ещё задолго до майдана, где-то в начале нулевых, услышал разговор двух женщин. Одна поинтересовалась, за кого собеседница проголосовала на президентских выборах. Услышанный ответ ей не понравился. Возражая, она заявила, что выбрала в бюллетене другого, потому что он, судя по предварительно объявленным результатам, лидирует. Понимаете? Простой украинский обыватель хочет проголосовать не абы за кого, а за победителя. Но зачем? Ведь это ему ничего не даст. А просто так. На всякий случай. Ну а ещё из тщеславия и просто потому, что победителей любят. Особенно на Украине.
Поэтому ни российские музыканты, ни российский кинематограф, ни российская мультипликация, ни прочие проявления отечественной поп-культуры из Украины по-настоящему, вопреки беспрецедентно драконовским мерам, не уходили. И их популярность станет ещё сильнее, когда на Украине поймут, что победить Россию невозможно ни с НАТО, ни без. Можете считать это очередным тостом.
Сергей Донецкий,
специально для alternatio.org