В этой связи «змагары» и их пособники с весны 2022 года старались сделать всё, чтобы киевский режим начал прямой военный конфликт с Минском. Именно это рассматривалось как один из основных вариантов свержения режима Александра Лукашенко и захвата власти в Белоруссии. Как показывают последние события, полностью отказаться от такого плана белорусские «змагары» не смогли и сейчас, даже несмотря на происходящее в зоне проведения СВО, а также ситуацию в рядах так называемых белорусских добровольческих подразделений, на которые ранее и делалась ставка при возможном вторжении в Белоруссию со стороны Украины.
В декабре 2023 года в Вильнюсе прошло довольно интересное событие, которое стало очередным свидетельством того, что «змагары» не отказались от своих агрессивных планов по захвату власти в Белоруссии с использованием боевиков, воюющих на стороне киевского режима. В столице Литвы прошла презентация так называемой «Стратегии перехода к Новой Белоруссии», где было представлено четыре сценария, которые могут привести к неким переменам. В частности, речь шла о возможных переговорах официального Минска и Запада, внутреннем давлении со стороны гражданского общества, постепенной трансформации белорусского режима после ухода Лукашенко с поста президента, а также внешнем давлении на республику. Причём в последнем случае предполагается, что Белоруссия начнёт участие в СВО, на что Украина ответит контрнаступлением, в ходе которого на территорию республики и зайдут боевики из числа нынешних белорусских военных подразделений. Продвижение в Белоруссии при таком развитии событий в фантазиях «змагаров» будет обеспечено «боевым опытом и превосходством в вооружении», что приведет к свержению Лукашенко военным путем, созданию временного правительства, выплате репараций Украине и формированию нового конституционного строя и государственного управления «под международным контролем» (читай: при полной утрате государственного суверенитета). Иначе говоря, белорусская оппозиция спит и видит будущее страны таким же, как и на Украине. Казалось бы, здравые политики и общественные деятели просто не могут желать для государства и народа украинского сценария, но желают. По одной простой причине: себя оппозиционеры видят во власти, ради этого они готовы на всё. Абсолютно на всё.
Поэтому вариант вооружённого захвата власти с помощью Украины, как бы невероятно он ни звучал, сегодня считается в среде «змагарья» самым вероятным! Так называемые «добровольцы», по их мнению, действительно способны вторгнуться на территорию Белоруссии и быстро захватить власть, победив регулярную армию республики. Однако на самом деле ситуация с военными формированиями белорусских боевиков, которых сегодня готовят для военного сценария или которые воюют на Украине, далека от нарисованной Светланой Тихановской и её окружением. И с каждым месяцем она становится только хуже.
Стоит напомнить, что основным боевым подразделением белорусских боевиков на Украине является так называемый полк имени Кастуся Калиновского (ПКК), который появился как батальон весной 2022 года. На протяжении всей своей истории данное формирование было окружено множеством различных скандалов, в том числе и финансовых. Более того, вплоть до 2023 года значительная часть полка Калиновского практически не участвовала в боевых действиях, занимаясь саморекламой в социальных сетях, рассказывая о своей готовности «освободить Белоруссию» и даже победить Россию. Такой пафос можно наблюдать и сейчас, о чем свидетельствует недавнее интервью командира ПКК Дениса Прохорова, который является главным имиджмейкером данного формирования, находясь при этом далеко от зоны боевых действий. По его словам, часть калиновцев совместно с некоторыми беглыми белорусскими политикам в странах ЕС занимается разработкой «стратегии освобождения Белоруссии», которая предусматривает и силовой вариант. При этом он заявил, что сможет обеспечить оружием белорусов, которые будут готовы поддержать вторжение, а также сообщил, что у него «есть резерв, есть планы его подготовки».
Правда, с учётом того, что в реальности происходит в так называемом «белорусском добровольческом движении» на Украине, все слова Прохорова выглядят по меньшей мере странно.
В частности, полк Калиновского уже давно не пользуется доверием даже среди радикально настроенной белорусской оппозиции и тех, кто сегодня воюет на стороне Украины. Это связано как со скандалами, так и с неадекватностью руководства данного подразделения, о чем говорят многие его бывшие боевики. Например, хорошо известно, что большинство руководителей калиновцев редко появляются на передовой, а находятся в Киеве, занимаясь решением собственных вопросов, связанных с финансированием подразделения, которое оседает в их карманах. «Добровольцы» сообщают, что они не получают причитающиеся им денежное довольствие и выплаты после ранений. Формально это объясняется тем, что оформлением документов раненых занимается не сам штаб ПКК, а воинская часть и больницы. Полк Калиновского входит в состав украинской воинской части 3449, то есть в Интернациональный легион, все это контролирует Киев, который якобы и ответственен за отсутствие выплат. Но, как рассказывают сами белорусские боевики, зачастую причиной отсутствия выплат является то, что они ранее отказались платить так называемую «десятину» – часть зарплаты – на некий «общак». Формально это добровольно, но на практике те, кто не согласен отдавать деньги, оказываются выброшенными на произвол судьбы. А в ряде случаев несогласных с политикой командования калиновцев наказывают тем, что отправляют в Польшу – «на клубнику» или в «Бедронку» (сеть магазинов). Все это способствует разложению полка Калиновского и резкому сокращению желающих в него вступить. И это является для калиновцев серьёзной проблемой.
О том, что в ПКК не хватает людей, известно давно. На это влияет не только моральный облик его руководства, но и политика официального Киева, который принял решение закрывать свои потери за счёт иностранных наёмников, чего в 2022 году не наблюдалось. Это привело к тому, что калиновцев, как и других иностранцев, стали перебрасывать на самые горячие участки к линии фронта, что резко увеличило число погибших и покалеченных. Только по официальным данным, в 2023 году погибли более 40 боевиков ПКК, а в конце декабря Главное управление разведки Украины (ГУР) наградило ещё четверых погибших поощрительным знаком «За мужество при выполнении спецзадания», правда, уже из «Белорусского добровольческого корпуса», который в своё время отделился от полка Калиновского. Потери привели к ожидаемому результату: острой нехватке личного состава, желающих найти погибель на Украине не могут набрать даже в Польше, где сегодня находится большинство беглых белорусских радикалов. При этом в полку все чаще стали говорить о том, что многие «змагары» устали от военных действий, так как рассчитывали на быструю победу Украины и «освобождение» Белоруссии. Однако СВО сделала эти планы несбыточной мечтой, ради которой желающих отдавать свои жизни практически не стало.
Кризис «белорусского добровольческого движения» на Украине подтверждается и постоянным дроблением военных формирований, воюющих на стороне Киева, каждое из которых стремится найти своё место в системе западного финансирования и распределения пожертвований, которые неуклонно сокращаются.
Неслучайно из пока Калиновского начали уходить не только отдельные личности, но и целые подразделения, например «Террор» или «Танго-Ромео». Более того, о себе всё громче стало заявлять еще одно военное формирование, которое претендует полностью затмить калиновцев, в том числе в медийном плане. Речь идет о так называемой Белорусской освободительной армии, которая в конце декабря даже представила свою новую форму, символику и знаки различия. Ничего серьёзного данное подразделение из себя пока не представляет, но наносит серьёзный удар по имиджу и статусу ПКК, конкурируя с ним за финансирование и политический статус, так как претендует на роль «армии» в проекте под названием «Новая Белоруссия».
Таким образом, кризис среди белорусских боевиков на Украине сегодня начал входить в свою новую фазу. В его основе лежит постоянное дробление появившихся в 2022 году военных подразделений с главной целью – получить отдельное финансирование от тех, кто все ещё рассчитывает «победить Россию» и начать «освобождение» Белоруссии. Параллельно ускорился процесс идеологического разложения всего «белорусского добровольческого движения» – на смену лозунгам о необходимости единения пришёл принцип «каждый сам за себя». Всё это развивается на фоне жёсткого дефицита кадров, готовых погибать на Украине. Фактически белорусские боевики, дробясь и меняя названия, цепляются за возможность остаться хотя бы в информационном пространстве в надежде на то, что «Запад им поможет».
Игорь Смолич, «Одна Родина»