Картинка из специального исследования эксперта по подводной войне H.I Sutton, посвященный секретной российской АПЛ «Лошарик» (АС-12) в 2015 году по заказу ВМС США. Там к «Лошарику», несмотря на веселое название, отнеслись с полной серьезностью.
Проект АС-12 получил смешное название «Лошарик» в честь необыкновенной цирковой лошадки из советского мультфильма, собранной из соединенных между собой деревянных жонглёрских шариков. Такая ирония, которую советские конструкторы часто закладывали в название своих изделий, тем не менее, отражала суть. Сложная конструкция АПЛ «Атомная станция-12» (АС-12) точно также состояла из круглых титановых обитаемых батисфер, объединённых между собой лёгким корпусом. Такая компоновка давала возможность удивительной подводной лодке вести деятельность на глубинах, недоступных даже большинству батискафов. В западном Альянсе добродушное название новой российской техники конечно же никого не обмануло. Там быстро поняли, на что сгодится объект, цитата «способный передвигаться по морскому дну на специальных колёсах, который невозможно обнаружить привычным набором акустических средств и магнитометрии». В НАТО «Лошарику» дали кодификацию NORSUB-5 и в 2015 году выпустили целое методическое пособие по тем областям, где новая «адская машинка» россиян могла быть применена наилучшим образом.
В нём нашего любезного «Лошарика» обозвали «секретной подводной лабораторией с реактором» или, попросту, «шпионской подводной лодкой», идеально приспособленной к подводным диверсиям, взрывам трубопроводов, похищению наблюдательных постов и телекоммуникационных кабелей. И любой другой подводной деятельности, которую Альянс на сегодня называет для себя в числе важнейших угроз. В 2017 году эксперты американских ВМС опять напомнили своим разработчикам оружия, что «Лошарик» — лишь первое поколение целого семейства российских подводных аппаратов, согласно мнению одного из военных: «способных загнать человечество в начало 19 столетия». Речь шла о базовом корабле и группе беспилотных подводных лодок «Дельта-2» и ряда других конструкций, которые выводились в море с помощью огромной лодки-матки (БС-136 «Оренбург») в том же режиме, что и аппарат «Посейдон».
Оказавшись в заданном водном районе «Лошарик начинал свою деятельность на любых подходящих глубинах, мог практически кататься по дну и, используя рельеф, незамеченным прокрадываться в расположение любых секретных объектов. Тогда эксперты заявляли что за 16 лет существования «Лошарика» так и не было придумано средств борьбы с угрозами подобного рода. Инцидент, случившийся с российской «АС-12» летом 2019 года, неподалёку от берегов Норвегии, был встречен в военно-морских штабах НАТО с ликованием и шампанским. Такие проекты и без того даются огромным трудом и средствами, а подобные резонансные случаи могли и вовсе похоронить важное для отечественной обороны перспективное начинание.
«Лошарик», как и многие восстановленные в начале нулевых военные программы, был детищем научно-технической революции в оборонном комплексе позднего СССР. Первую флагманскую АС-12, разработанную в Морском бюро «Малахит», заложили ещё в конце 80-х, а достроить её удалось лишь в новом тысячелетии. Недосмотрели американские «комиссии по разоружению», и ряд уникальных советских наработок всё же пережили 90-е. И что характерно, совершенно не утеряли актуальности. Концепция «Лошарика» вообще заглядывала весьма далеко в будущее освоения мировых океанических глубин в военных и мирных целях. Обычно шпионские «субмарины» имеют миниатюрные размеры, но «АС-12» скорее походит по габаритам на средние подводные лодки Второй Мировой. Её главная суперсила, это работа базовой подводной станцией на таких глубинах, где контрсредства просто не действуют. А там от него можно ждать любых неприятных для противника сюрпризов: от диверсионных групп морских диверсантов, до секретных сонаров на путях следования вражеских субмарин и «жучков» на кабелях. И каждая подобная диверсия несёт за собой просто колоссальные издержки, которые крайне тяжело поддаются обнаружению и исправлению.
К счастью, тот самый «Лошарик», что четыре года стоял на приколе после инцидента, нынче удалось полностью восстановить. И летом 2024 года он опять вступит в строй. Как раз тогда, когда нынешние предсказатели из НАТО планируют настоящее обострение «коммуникационных подводных войн», как средства влияния на геоополитичесскую обстановку. Некоторые их отголоски, в виде кабелей, поврежденных якобы хуситами в Красном море, мы уже ощущали нынешней зимой. Британский журнал Королевского флота Navynews назвал в этой связи возвращение «Лошарика», «очень плохой новостью». А по мне, так новость просто замечательная.