Источник фото: hdpic.club
Нельзя допустить, чтобы в деле создания надежной системы противовоздушной обороны глубинных территорий России от атак вражеских беспилотников, пространство и время играли на стороне противника
Новые воздушные атаки противника против промышленных объектов РФ, находящихся в глубине территории страны, делают еще более острым вопрос о создании достаточно эффективной противодроновой обороны, который мы уже не раз поднимали в рамках своих публикаций. К сожалению, поднимали без какой либо реакции со стороны компетентных специалистов, от которых мы вправе ожидать хотя обоснованной критики наших предложений. Во всяком случае, гробовое молчание, каковое заменяет эту реакцию, никак не соответствует актуальности данной темы и необходимости её удовлетворительного разрешения. Поэтому будем продолжать, ибо это не тот случай, когда можно инфантильно обидеться и махнуть рукой.
Итак, что происходит буквально наших глазах? Противник атаковал промышленные объекты в Татарстане, более чем в тысяче км от украинской границы. И хотя не добился существенных результатов в части повреждения производственной инфраструктуры, тем не менее, подтвердил свою возрастающую способность такие удары наносить и попадать, как минимум, в заданный квадрат.
При этом, следует четко понимать, что технологии, точность и массированность применения дальнобойных дронов будут только нарастать.
В последнем случае в роли дрона был использован переоборудованный в беспилотный аппарат легкий самолет.
Под данный случай больше всего подходит модификация этого самолета A-22L2 с увеличенными дальностью полета до 1100 км (с учетом полета в один конец – до 2200 км), и «полезной» нагрузкой до почти 200 кг.
В настоящее время активная противовоздушная оборона против беспилотников противника ведется по т.н. объектовому, или если хотите, «кустовому» принципу. То есть она сосредоточена непосредственно на обороне самого объекта и размещается на самых ближних подступах к нему, или прямо на его территории.
В этой связи стоит напомнить, что Россия – самая большая в мире по территории страна. С тысячами важных объектов всех категорий. Которые могут быть избраны противником в качестве целей для очередных воздушных ударов. Количество объектов, которые необходимо защищать, предъявляет такие непомерные требования к количественному составу сил и средств наземного ПВО, что даже теоретически не позволяет рассчитывать на их эффективное прикрытие.
Особенно в случае массированных налетов, которые в перспективе отнюдь не так невероятны, как кое кому возможно кажется. В этой связи стоит напомнить, что Россия ведет боевые действия не столько против так называемой Украины, которая является только «прокладкой» и расходным инструментом Запада. Но с самим коллективным Западом, потенциальные возможности которого в плане организации крупномасштабного дронового наступления практически безграничные. Было бы только желание. А такового у него хоть отбавляй. И от того, что Украина будет исчерпана, его только прибавится. Потому что Россия – главное препятствие на пути Запада к удержанию мирового господства. И напрасно надеяться на то, что он от него легко откажется.
Таким образом, можно уверенно утверждать, что все только начинается и нам предстоит отвечать на куда более серьезные вызовы и угрозы чем те, с которыми мы сталкиваемся сегодня.
Между тем, уровень общего осмысления этой темы, на наш взгляд оставляет желать много лучшего. Это показала в частности реакция озабоченных публичных экспертов на крайний случай такой атаки. Проглотим для пользы дела обычную в таких случаях несколько хамоватую манеру изложения своего мнения и убедимся, что всё сводится к перепевам все той же темы объектовой, кустовой ПВО, которая в наших условиях заведомо обречена на провал.
Итак, все то же самое, даже в качестве крайнего на сегодня «писка» публичной военно-научной мысли – зенитки под каждым кустом, или в лучшем случае ПЗРК в тех же кустах. Вы представляете, сколько в бескрайней России таких «кустов» и сколько потребуется наземных сил и средств для их надежного прикрытия? Это же никаких денег не хватит!
Странно, но в великой авиационной державе никто в этой связи почему-то не вспоминает о воздушных средствах борьбы с дроновой угрозой. Причина, увы, очевидна – массовый гипноз гигантской стоимостью современных боевых самолетов и вертолетов, которых заведомо не хватит для создания надежной и повсеместной воздушной завесы против такого противника.
Но ведь для борьбы с примитивными и тихоходными дронами противника вовсе не обязательно использовать истребитель пятого поколения типа Су-57 , каждый час полета которого обходится в сотни тысяч рублей. Для этого, по большому счету и на худой конец, вполне достаточно самого обычного кукурузника, или спортивного самолета, прошедших минимальную модернизацию. Они-то еще пока не перевелись на русских просторах. Достаточно вооружить такие простейшие и недорогие, а потому доступные для массового выпуска машины парой пулеметов и не самым сложным оборудованием навигации и связи. И мы получим силу, способную на огромных пространствах, в мобильном режиме, а не сидя в кустах, встречать воздушного противника и уничтожать его в каких угодно количествах на всём маршруте следования.
У нас что уже полностью перевелись аэроклубы ДОСААФ, или там нет пилотов-патриотов, готовых постоять за свою страну в трудный для неё час? Но этого просто не может быть!
А если есть и не перевелись, да с учетом копеечных затрат на такую технику и наличия уже, по сути, готового летного персонала, почему бы высокому начальству не подумать о формировании хотя бы одного экспериментального авиационного полка легких истребителей для решения задачи высокомобильной и широкозахватной антидроновой обороны? К чему долгие разговоры и уговоры, если это можно и нужно проверить на практике и вынести обоснованное заключение о целесообразности такого способа защиты нашего неба и того, что находится на земле?
Повторяю – нам нельзя упускать время. Мы не должны тешить себя пустыми надеждами на то, что всё как-нибудь рассосется. И ждать, пока тучи вражеских дальнобойных дронов начнут терзать наши города, предприятия, мосты, узлы железных дорог и другие цели, которых в масштабах России великое множество.
Между прочим, наши заокеанские враги уже активно паразитируют на опыте нашей СВО и работают именно в таком направлении по теме создания беспилотных истребителей- перехватчиков.
«Особое внимание уделено БПЛА – с двумя типами задач. Первая – защита хранилищ. Как от от разведывательных, так и от ударных БПЛА противника. Предлагаются беспилотные истребители, вооружённые лёгкой «стрелковкой», они считаются оптимальными по критерию «стоимость-эффективность».
Модная тема «дронов на все случаи жизни» не обошла и наши края.
«Ударную часть могут составить как специализированные дроны перехватчики, так и уже разработанные гражданские дроны с установленным вооружением. Так же можно рассмотреть в качестве объектовой защиты ФПВ дроны камикадзе с большой продолжительностью и скоростью полета.»
Не стану обострять дискуссию с коллегой, тем более, что в главном мы согласны – без пространственной воздушной компоненты ПВО, мы проблему эффективной антидроновой защиты всей страны не решим. А её надо решать, пока она не приняла масштаб национального бедствия.
Что касается якобы очевидного преимущества дрона-перехватчика перед пилотируемым легким истребителем, то здесь многое следует прояснить.
В частности, скорость явно за самолетом. Даже вчерашнюю атаку с участием легкого самолета тихоходному дрону-перехватчику было бы трудно отразить и, тем более, упредить на солидной дистанции. Вооружение у самолета, даже небольшого, тоже заведомо более мощное. Пилот умнее любого компьютера, тем более такого примитивного, которым можно недорого укомплектовать массовый дрон. Но и тогда он не сможет многократно атаковать множество целей, а самолет сможет благодаря ресурсу боеприпасов и скорости хода. К тому же это важно для страны как возможность подготовки резерва летного состава. А он нам наверняка пригодится.
Или это должен быть такой БПЛА, который будет дороже любого самолета. И здесь опять всё упирается в массовость. Огромные пространства РФ не перекрыть штучными машинами. Кроме того, легкие самолеты (они же куда более массовые, чем нынешние реактивные «утюги» по 50 млн. баксов штука) имеют перспективу и как штурмовая авиация поля боя. Такие концепты на Западе уже созданы.
В принципе, нельзя делать ставку в большой и длительной войне на сверхдорогую и потому штучную технику. Во-первых, её много не сделаешь. Во-вторых – производство очень сложное и потому крайне уязвимое. Достаточно вывести из строя одно звено и «ляжет» вся цепь. И самое главное – все только начинается. Война на Украине для Запада только разминка. А бутерброд всегда падает маслом вниз.
Именно поэтому мы не должны терять время. Для чего и нужен эксперимент с экспериментальных полком легких истребителей ПВО. Пусть даже для начала импровизированных. Все равны они, по определению, будут грозными врагами беззащитных от воздушного противника тихоходных вражеских дронов.
Ни за что не поверю, что наши пилоты-спортсмены на своих минимально модернизированных для военных целей самолетах, откажутся принять в нем участие. Их просто никто пока об этом не просил. Но сегодня время для этого уже пришло.
Юрий Селиванов, специально для News Front