«Тараса Бульбу» проходят в 7-м классе. Ученикам объясняют, что данная повесть, это героическое произведение, прославляющее любовь к Родине, своему народу, православной вере, боевому товариществу, святость подвига во их имя.
Всё это конечно правильно и для семиклассников вполне достаточно, но, на мой взгляд, не объясняет главного смысла гениального произведения, изучать которое хорошо бы ещё и в университетах. Смысл повести много глубже и философский вывод, который автором прямо не сформулирован, простирается значительно дальше.
Для начала вспомним краткие итоги героического эпоса. Казаки терпят военное поражение – осаждаемый город не взят, гибнет большинство атаманов и оба сына Тараса. И хоть в последней главе новое козацкое войско берет временный реванш, но и оно не достигает стратегической победы, а сам Тарас Бульба захвачен неприятелем и казнен. Полный разгром.
Что же это получается? Почему такая жестокая участь уготована автором для таких храбрых, благородных, сильных и смелых рыцарей? Ведь если бы желанием Николая Васильевича было превознесение их исключительных качеств, то закончилось бы все их полной победой, торжеством, так сказать козацкого оружия и беспримерной храбрости сечевых воинов.
Чтобы ответить на эти вопросы и постичь реальный смысл, необходимо вспомнить некоторые ключевые эпизоды сюжета.
Эпизод первый: Как в Сечи решались вопросы войны и мира
Приехавшие в Сечь Тарас с сыновьями предаются разгулу, Тарасу это не нравится, ему надо испытать и закалить Остапа и Андрия в военном деле. Он просит кошевого начать поход против татар или турков. Кошевой возражает, ссылаясь на то, что козаки заключили мир с врагами. Тогда Тарас провоцирует напоенных им специально запорожцев на выборы нового руководителя.
Выборы проходят быстро и по сценарию Тараса, новый кошевой его человек и он готов объявить военный поход. Однако появляется другое препятствие – козаки давали султану христианскую клятву хранить мир. Проблема решается быстро и по-малороссийски хитро – козаки решают, что в поход сначала отправятся молодые сечевики, клятвы султану не дававшие. А уж когда станут они терпеть неудачу, тогда в бой можно отправить основные силы – на выручку идти, клятвы не нарушить.
Но и этот хитрый план не сбылся. В момент подготовки к походу в Сечь прибывают казаки в оборванной одежде и произносят речь. О том, что «церкви наши теперь не наши», а сдают их козакам жиды в аренду, польские паны разъезжают в таратайках, запряженных православными, а жидовки шьют себе юбки из поповских риз. Что ляхи перебили козачье войско, которое пробовало этому воспротивиться, а козачий гетьман, зажаренный в медном быке, лежит в Варшаве, полковничьи руки и головы развозят по ярмаркам напоказ всему народу.
Никем не проверенная информация тут же становится поводом для принятия важнейшего решения: козачье войско отправляется прямо на Польшу, чтобы «отмстить за все зло и посрамленье веры и козацкой славы, набрать добычи с городов, зажечь пожар по деревням и хлебам», мгновенно забыв о намерении напасть на турков. Для разминки тут же устраивается еврейский погром.
Эпизод второй. Первое поражение под Дубно
Козаки осаждают польский город Дубно. Поначалу осада идет успешно, запорожцам остается только дождаться, когда в городе закончится продовольствие и он вынужден будет сдаться. Однако в город приходит подкрепление, оно прорвало осаду. Войска доставили провиант. Часть казаков разбита, часть захвачена в плен.
Причина в том, что козаки, долго лишенные военных действий, накануне сильно напились, поэтому польскому подкреплению удалось войти в город. По пути поляки разбили и захватил в плен один целый козацкий полк. Козаки подавлены, но продолжают сражение теперь уже с более сильным противником.
Эпизод третий. Разделение войска под Дубно
Во время осады к запорожцам приходит известие о том, что на Сечь, в их отсутствие, напали татары: выкопали из тайного места запасы и богатство, убили и захватили в плен оставшихся товарищей.
Запорожцы держат совет: остаться здесь и вызволять товарищей из польского плена или пуститься вдогонку за татарами. Козацкий закон гласит, что главное – выручать товарищей из беды, однако в данном случае перед запорожцами неразрешимая дилемма – и там, и здесь в плену находятся товарищи. Мнения делятся надвое. Зовут старейшего казака. Он говорит: «И те, и другие нам товарищи; ... Так вот какая моя речь: те, которым милы захваченные татарами, пусть отправляются за татарами, а которым милы полоненные ляхами и не хочется оставлять правого дела, пусть остаются». В общем, предлагает проголосовать сердцем. Запорожцы одобряют такое решение, и войско делится на две части. Погнавшиеся за татарами попадают в засаду и гибнут. Терпит поражение и оставшееся ополовиненное козачье войско.
Эпизод четвертый. О козачьей вере
Православная вера у запорожцев считается одной из главных ценностей. При этом Гоголь словами одного из героев упрекает козачество за малое внимание к положению церкви в Запорожской Сечи. Кошевой обращается к козакам с такой речью: «Притом же у нас храм Божий — грех сказать, что такое: вот сколько лет уже, как, по милости Божией, стоит Сечь, а до сих пор не то уже чтобы снаружи церковь, но даже образа без всякого убранства. Хотя бы серебряную ризу кто догадался им выковать! Они только то и получили, что отказали в духовной (завещании – прим. kulagin) иные козаки. Да и даяние их было бедное, потому что почти всё пропили еще при жизни своей».
Заключение. Трагедия козачества
Гоголь любит своих героев и описывает их с максимальной симпатией. Это действительно храбрые, по-своему честные, благородные, беззаветно преданные своим идеалам люди. Они достойны наивысшей награды.
Вот эпизод гибели на поле боя атамана Кукубенко: «Повел Кукубенко вокруг себя очами и проговорил: «Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!» И вылетела молодая душа. Подняли ее ангелы под руки и понесли к небесам. Хорошо будет ему там. «Садись, Кукубенко, одесную меня! – скажет ему Христос, – ты не изменил товариществу, бесчестного дела не сделал, не выдал в беде человека, хранил и сберегал мою церковь».
Но все они гибнут. Гибнут потому, что вся жизнь Запоржского войска и малороссийского козачества одна большая трагедия.
Трагедия — это драматургический жанр, в котором действительность изображается наиболее заостренно, как сгусток непримиримых и неразрешимых противоречий, приводящих к катастрофическим последствиям. Трагедия всегда заканчивается гибелью главного героя.
Неразрешимое противоречие заключается в полном отсутствии у запорожцев даже зачатков государственности, способности и желания к организации своей жизни на регулярной основе. Нет стремления к основанию городов, крепостей, почтового сообщения, системы власти и религиозных институтов. Лучшим решением всегда считается нанесение ущерба врагу (с возможностью поживиться), а не развитие и укрепление собственной территории. В важнейших вопросах козаки полагаются на эмоции, а не трезвый расчет, по-детски наивную хитрость и слепую веру в удачу.
При этом Сам Гоголь конечно знает, где выход из трагического тупика. В финале, в сцене казни Тараса, черным по белому на это дается ответ:
— Прощайте, товарищи! — кричал он им сверху. — Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..
Выходом является русский царь. И общее русское государство. Другого варианта нет, потому что «…не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!»
Заключение после заключения
Нынешние жители Малороссии тоже переживают трагедию. Перечень заблуждений и ошибок у них немного другой, но корневая суть та же: полное отсутствие стремления к собственной государственности, поспешные, необдуманные решения в вопросах войны и мира, легковерность и по-детски наивная хитрость. Желание прилепиться к чужой жизни, как им кажется, лёгкой и сытой, а не строить кропотливо на протяжении столетий своё или восстанавливать, пошатнувшееся в какой-то момент, общее с великороссами.
Однако законы жанра неумолимы: трагедия обязательно приведет к катастрофическим последствиям. Но на выручку придет русский царь. Для этого и проводится СВО.