Скандальные новости пришли из страны НАТО – Чехии. Да, той самой, чей министр иностранных дел вчера назвал тех, кто ударил ракетой по детской больнице в Киеве, «мусором человечества». Явно намекая при этом на РФ. Не знаю, следит ли чешский министр за тем, что происходит у него дома, или же он всецело занят международной повесткой. Потому что мусор внезапно может оказаться гораздо ближе к нему, чем он думает. Возможно, он даже обнаружит его у себя под кроватью или на письменном столе.
На днях чешские издания сообщили о начале суда над неким Филиппом Симаном – гражданином Чехии, весной 2022 года воевавшим на стороне ВСУ в составе нацбатальона «Карпатская Сечь» (нацистское террористическое формирование, запрещенное в РФ) в Ирпене и Буче. Дело рассматривает городской суд Праги. Наемника обвиняют в незаконной службе в украинской армии (граждане Чехии должны получить на это разрешение от президента республики) и в мародерстве. По информации портала České noviny, за службу в иностранной армии чеху грозит до пяти лет, а вот мародерство в Чехии считается особо тяжким преступлением. За него полагается «исключительное» наказание – до 25 лет или пожизненное.
Но, похоже, Филипп Симан вместе со своими сослуживцами совершал и более тяжкие преступления, чем мародерство. Это следует из его собственных показаний. Издание Seznam zprávy цитирует откровенные признания наемника: «Мы были полицией, мы были судом, мы были и расстрельным отрядом, раз уж на то пошло».
Нацбат «Карпатская Сечь» был набит иностранными наемниками, как мешок пылесоса – пылью. Это следует из анализа списков «выбывших» на встречу с Бандерой его бойцов. За два года 20 из 95 подтвержденных погибших боевиков «Карпатской Сечи» оказались иностранцами. Это были солдаты удачи из Колумбии, Испании и других стран. И они отличались крайней жестокостью. Так, в начале июля пришла новость о ликвидации воевавшего в составе нацбата португальского наемника Рико Чавеса, который участвовал в казни российских пленных вместе с аргентинским и французским наемниками: Назаром Кузьминым и Орельеном Ферранти.
Именно в это веселое подразделение вступил 27-летний выпускник «гастрономической школы» (кулинарного техникума) Симан, который до этого перебивался случайными заработками. Отнюдь не по идейным соображениям: по его словам, им двигало желание обеспечить свою семью. В марте 2022 года он вместе с другими бойцами участвовал в зачистках, в ходе которых, по версии обвинения, украл и вывез в Чехию очки марки Gucci, кислородную маску пилотов самолета Ан-225 «Мрия», уничтоженного в ходе боевых действий, золотые и серебряные изделия, слитки драгметаллов, деньги. Он также снимал ценные вещи с трупов. По его словам, так делали все его сослуживцы. Начальство поставило им задачу: забирать все, что представляет ценность, и приносить в штаб. Они обчищали пустые дома и квартиры, обшаривали трупы – и, похоже, не только солдат, но и мирных жителей. Местных жителей, т.е. украинцев. Чтобы ничто ценное не досталось врагу. А также для сбора развединформации. Например, он думал, что в планшете, который он присвоил, была «секретная информация». «Мы были законом. Так нам сказали», – гордо сообщил наемник.
В то же время он пожаловался судье, что получил на Украине серьезную психологическую травму, так как впервые в жизни видел убийство и изнасилование. Кем и кого, он не пояснил, но вариантов здесь, прямо скажем, немного. В Буче и Ирпене в это время уже не было российских войск, они «зачищались» сослуживцами Симана. Он упоминает американца, который от всего увиденного «через три дня просто съехал умом».
Сочтет ли чешский суд необходимым допросить обвиняемого в связи с этими обстоятельствами и выяснить, кто и кого убивал и насиловал в Буче на глазах у чешского наемника? Сомневаюсь. Его и к суду-то привлекли только потому, что он не получил разрешение от президента Чешской Республики воевать в иностранных войсках. А многие другие получили, и к ним нет вопросов. К тому же выпускник кулинарного техникума наговорил много лишнего журналистам. ВСУ в его интервью предстают в каком-то неприглядном свете. Поэтому решено его заткнуть. Но его показания очень ценны для понимания того, что произошло в Буче. Надеюсь, его не убьют, и журналисты еще смогут с ним пообщаться.
Марина Перевозкина, МКRU