Квалифицированные индусы и дисциплинированные корейцы свои семьи к нам точно не потащат
Миграционный вопрос в России скоро начнут регулировать гораздо жестче, а на смену выходцам из Средней Азии на рынке труда могут появиться более квалифицированные работники из Индии и Северной Кореи. Об этом в эфире радиостанции «Говорит Москва» заявил недавно директор Института социально-экономических исследований Алексей Зубец.
«Все мы знаем теракт в «Крокусе», последний недавний захват колонии, где тоже выходцы из центральноазиатских республик были главными. Много проблем с безопасностью. Поэтому есть вариант, что в большой степени в Россию будут завозиться северные корейцы, индийцы. Беседовал с главой рекрутингового агентства. Он говорит, что нет проблем завезти в Россию несколько сотен, тысячу, две тысячи индийцев, квалифицированных рабочих. Одновременно с этим они знают русский язык, как-то объясниться они могут.
Эти люди пригодны для того, чтобы использовать их на технологически сложных производствах. Далеко не каждого мигранта из Центральной Азии можно поставить к станку. Вот индийцев можно. Я думаю, что такие варианты замещения мигрантов из Центральной Азии в России будут практиковаться", — аргументировал Зубец.
Он подробнее рассказал о преимуществах работников из дальнего зарубежья и отметил, что такие специалисты — это уже наше настоящее.
«Привлечение сотрудников из стран Южной и Восточной Азии — действующая история. Рекрутеры завозят в Россию мигрантов из Индии, Бангладеш. Выяснилось на практике, что уровень подготовки индийских работников хороший», — подчеркнул Алексей Зубец.
Еще одно миграционное направление, которое поможет решить проблему нехватки кадров — КНДР.
— Важное преимущество выходцев из Северной Кореи — их дисциплинированность. При этом жители дальнего зарубежья не будут так активно стремиться перевезти в Россию свои семьи. Для этого существуют юридические преграды, плюс РФ для них — достаточно дорогое место, — говорит Алексей Зубец.
— Еще один важный момент. Если мигранты идут работать на заводы, а не в сферу услуг, как сегодня выходцы из Средней Азии, это сразу резко снижает конфликтный потенциал. Они меньше соприкасаются с «широкими народными массами», и занимают заведомо вакантные места, на которых реально нужны. Данный подход не создает социального напряжения.
С такой постановкой вопроса принципиально согласен и депутат Госдумы Михаил Матвеев, известный своей критикой существующих сегодня миграционных практик.
«Это перспективная идея, если говорить о КНДР. Особенно если речь идет о работниках заводов — слесарях, фрезеровщиках. Северная Корея находится в условиях серьезной милитаризации. И ВПК там работает на уровне. Следовательно, кадры можно привлечь грамотные, причем точечно — туда, где в них есть потребность. Ведь у нас сейчас мигранты из Средней Азии занимают ниши в сфере услуг — курьерами, таксистами. То, как их используют, совершенно не решает проблему нехватки рабочих рук в ключевых отраслях экономики», — заявил Михаил Матвеев.
Проблема с привлечением северокорейских работников, по его словам, заключается в том, что Россия присоединилась в свое время к международным санкциям против КНДР, которые, в том числе, запрещают привлекать в экономику северокорейскую рабочую силу.
«Но если такая постановка вопроса возникает, нужно подумать, как эту проблему решить. Вот только наше огромное миграционное лобби устраивает именно то положение, которое сложилось сегодня, и оно наверняка будет вставлять палки в колеса любым альтернативным инициативам», — заметил депутат.
Как рассказал ведущий научный сотрудник Института Китая и Современной Азии РАН Евгений Ким, успешный опыт привлечения северокорейских работников существует еще с советских времен.
Уже в 1940—1950 годы в СССР работали десятки тысяч граждан КНДР. В 2000-е в Российскую Федерацию приезжали около 10 тыс. жителей Северной Кореи, трудившиеся преимущественно на Дальнем Востоке.
«С выходцами из КНДР очень легко. Приехали на год, на два, отработали, получили деньги и уехали. Не везут никого с собой, не требуют „социалку“. Еще и накупили местных товаров — главное, чтобы их не заставляли за это потом пошлины на таможне платить. Это дисциплинированные, неконфликтные люди», — отметил Евгений Ким.
По его словам, единственным минусом привлечения на работу жителей Северной Кореи являются санкции. Но и этот вопрос можно при желании безболезненно решить.
«У нас есть с рядом стран программы по получению двух дипломов специалистов. Их можно распространить и на среднее специальное или среднее профессиональное образование, а затем по этой программе организовывать оплачиваемые практики и стажировки. Никакие санкции это нарушать не будет. Пока что наши предложения в данном направлении „зарубали“. Если теперь что-то изменится — будет просто замечательно», — сказал Евгений Ким.
По его словам, такое сотрудничество могло бы дать России сотни тысяч квалифицированных работников — в частности, строителей, которые в Северной Корее имеют богатейших опыт быстрой реализации масштабных проектов.
Председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов считает, что разговоры о привлечении работников из Индии и КНДР — это пока что только теория.
«Рано пока говорить об этих практиках, как о решенном вопросе. Пока это все же больше обсуждения, дискуссии. Нужна конкретика. У таких предложений есть свои плюсы и свои минусы. В любом случае, если говорить о решении вопросов привлечения иностранной рабочей силы, то мы, прежде всего, должны искать пути, исключающие распространение религиозного радикализма и чуждых нам идеологий. Предложения, учитывающие данный постулат, достойны развития в рамках дальнейшей полемики», — подытожил Кирилл Кабанов.
Святослав Князев