Европейские авиакомпании сокращают количество рейсов в Азию, а китайские, наоборот, открывают новые маршруты в Европу, пишет Politico. Причина в том, что Россия закрыла свое воздушное пространство для авиаперевозчиков из ЕС.
Брюссель — Европейские рейсы в Китай стали длиннее, дороже и недоступнее, поскольку все больше авиакомпаний отменяют привычные маршруты. Китайским же авиалиниям такие трудности не грозят.
Это побочный эффект конфликта России с Украиной, который привел к взаимным санкциям между Кремлем и западными правительствами — в том числе к закрытию обширного воздушного пространства России для европейских авиакомпаний. Таких же стран, как Китай, благодаря более теплым отношениям с Кремлем, эти ограничения не коснулись.
“Для европейских перевозчиков это явный конкурентный недостаток, это очевидно”, — заявила генеральный директор берлинского аэропорта Алетта фон Массенбах.
Поскольку крупнейшая страна мира превратилась для западных операторов в гигантскую бесполетную зону, пассажирским и грузоперевозчикам приходится выбирать кружные маршруты в обход России — неся при этом дополнительные расходы на топливо и сверхурочные пилотам и бортпроводникам.
В результате обострившейся борьбы за прибыль от полетов между Европой и Азией несколько авиакомпаний, включая Lufthansa, British Airways и польскую LOT, приостановили выполнение части рейсов. При этом китайские и другие неевропейские перевозчики, наоборот, увеличивают количество прямых рейсов из Азии в европейские города.
“Нашим авиакомпаниям, обслуживающим, например, маршрут Берлин – Пекин, приходится выбирать другой маршрут, если это немецкая компания, а не китайская”, — сказала фон Массенбах.
После того, как минимум пять европейских авиакомпаний отменили рейсы в Азию, Европейская комиссия пообещала в октябре провести исследование конкуренции на международных маршрутах. Но в авиационной отрасли скептически относятся к тому, что Брюссель примет меры.
“Я не рассчитываю, что из этого выйдет толк”, — признался генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта Вилли Уолш.
“Можно себе представить, что авиакомпаниям, ставшим жертвой политических решений, причитается компенсация. Но я сомневаюсь, что в Комиссии или европейских странах есть желание ее выплачивать”, — добавил Уолш.
Платит всегда клиент
Недавнее исследование подчеркнуло рост расходов и расценок в связи с закрытием воздушного пространства России и Украины (автор "скромно" умалчивает о причинах закрытия Россией своего воздушного пространства для западных авиакомпаний: это было сделано исключительно в ответ на запрет полетов над Европой российским самолетам. – Прим. ИноСМИ).
“Для рейса авиакомпании Finnair Хельсинки – Пекин расстояние увеличилось на 3 202 километра, а время в пути — почти на четыре часа", — пишут Давид Эннен и Флориан Возни из Немецкого аэрокосмического центра.
Во всех европейских аэропортах к северу от 50-го градуса широты время полета значительно увеличилось — на некоторых маршрутах более чем на 100 минут, говорится в документе, где упоминаются такие города, как Лондон, Париж, Брюссель, Амстердам и Франкфурт. Те, что к северу от 57-й параллели — в основном столицы стран Северной Европы — пострадали еще больше: время полета на некоторых маршрутах увеличилось более чем на 200 минут.
Эннен и Возни подсчитали, что авиабилеты на рейсы между Европой и Азией выше 50-й параллели в среднем подорожали на 43,47 доллара или 5,4%. “Выше 57-го градуса широты авиабилеты подорожали уже на 90,33 доллара или почти 15%”, — отметили авторы.
В целом изменение времени в пути от 5 минут до часа увеличивает стоимость авиабилетов на 59 долларов. При увеличении времени в пути от часа до двух стоимость авиабилетов вырастает на 190 долларов, подытожили они.
Эти цифры оказывают поистине разрушительные эффект для целого ряда маршрутов.
Европейские авиакомпании уходят из Китая
В октябре авиакомпания LOT Polish Airlines отменила маршрут Варшава – Пекин из-за повышенных эксплуатационных расходов. Это лишь очередной белый флаг, выброшенный европейскими авиакомпаниями. Scandinavian Airlines ранее объявила о приостановке маршрута Копенгаген – Шанхай, а Lufthansa недавно подтвердила отмену ежедневного прямого рейса из Франкфурта в Пекин. British Airways также отменила маршрут Лондон – Пекин в конце октября. Примерно в это же время вылетел последний рейс Virgin Atlantic из Лондона в Шанхай. Европейские авиакомпании сильно пострадали из-за сложившейся геополитической ситуации, и перевозчики из стран за пределами блока этим пользуются (ВОТ ВЕДЬ, КАКИЕ ПАРАЗИТЫ!).
Китай подмял под себя авиасообщение
Прошлым летом авиакомпания China Eastern Airlines объявила, что увеличивает свое европейское присутствие до 19 маршрутов и 244 еженедельных рейсов. China Southern Airlines, недавно запустившая прямой рейс из Будапешта в Гуанчжоу, теперь обслуживает в Европе 11 направлений. Но крупнейшим китайским перевозчиком в Европу стала авиакомпания Air China: ее портфель насчитывает 32 маршрута и 53 ежедневных рейса, что превышает уровень 2019 года на 116%, сообщил рупор Коммунистической партии Китая Global Times.
“На китайские авиалинии теперь приходится 77% трафика между Китаем и Европой, по сравнению с 50% до пандемии, — написал аналитик Петр Гробельный в октябре. — На некоторых рынках, таких как Италия и Великобритания, китайские перевозчики теперь занимают 100 и 95 процентов рынка соответственно”.
“Для европейских перевозчиков стратегия на данный момент сводится к тому, чтобы признать эту несправедливость, но они почему-то отмалчиваются по этому поводу, мирясь с политическими реалиями, — сказал управляющий директор консалтинговой компании Aviation Advocacy Эндрю Чарльтон. — Они могут попытаться продавить решение, чтобы конкуренты тоже соблюдали закрытие воздушного пространства, но это не сработает”.
Уолш убежден, что закрытие российского воздушного пространства “никак не связано ни с безопасностью, ни с защитой”, и считает европейские авиакомпании “жертвами политики”.
“Я бы понадеялся, что с окончанием украинского конфликта мы вернемся к более привычной обстановке, — добавил он. — Быть может, это лишь пустые мечты, но я полагаю, что именно этого все хотят”.