По данным Министерства финансов России, за 11 месяцев 2024 года доходы страны от продажи энергоресурсов увеличились почти на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го и достигли 10,3 трлн рублей.
Полученная сумма оказалась на 1,2 трлн рублей больше спрогнозированного ранее уровня. В Минфине во многом объясняют это ростом цен на российскую нефть: уже почти полтора года сырьё отечественной марки Urals торгуется дороже установленного Западом потолка $60 за баррель.
По словам аналитиков, попытки США и ЕС ограничить прибыль Москвы от экспорта углеводородов провалились.
При этом доходы РФ, не связанные с продажей нефти и газа, тоже увеличились примерно на четверть и превысили 22,3 трлн рублей. В результате даже на фоне возросших расходов дефицит бюджета за год сократился почти в два раза.
С начала 2024-го российская нефть марки Urals торгуется в диапазоне $63—81 за баррель, свидетельствуют данные финансово-аналитического портала ProFinance. Примечательно, что уже почти полтора года котировки стабильно превышают установленный Западом потолок цен. Такое положение дел говорит о всё более слабом влиянии западных санкций на энергетический сектор и экономику России в целом, считает финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов.
«Нынешняя динамика нефтегазовых доходов бюджета свидетельствует о провале международных ограничительных мер. Рост произошёл преимущественно за счёт увеличения цен на российскую нефть и ослабления рубля, что показывает гибкость и адаптивность нашей энергетической стратегии. Конечно, у нас всё ещё есть трудности с расчётами, но бизнесу удаётся решать эти проблемы по мере их поступления», — отметил собеседник RT.
Напомним, в 2022 году, после начала специальной военной операции, США вместе с Европой и другими союзниками стали отказываться закупок нефти у Москвы и одновременно ввели ряд ограничений на операции с российскими банками. Затем ЕС и G7 запретили своим компаниям страховать и перевозить сырьё из РФ морем в другие регионы мира по цене выше $60 за баррель.
Свои действия Запад объяснил желанием надавить на Россию и лишить её прибыли от продажи углеводородов. В ответ на эти ограничения Москва ввела запрет на поставки энергоресурсов всем, кто требует соблюдения потолка цен при заключении контрактов.
Одновременно российские компании начали перестраивать торговые маршруты, но на первых порах были вынуждены предоставлять значительные скидки. Например, в начале 2023 года нефть эталонной марки Brent на мировом рынке торговалась в среднем по $82 за баррель, тогда как Urals покупали примерно по $47.
Впрочем, по мере освоения новых транспортных путей российские нефтяники стали уменьшать размер скидок. В результате уже в июле 2023-го стоимость барреля Urals поднялась выше $60 и с тех пор не опускалась ниже этой отметки.
«В целом можно говорить, что потолок цен не сработал, так как Россия уже давно продаёт нефть дороже $60 за баррель… Кроме того, значительную роль для бюджета сыграли и выросшие поступления от увеличения экспорта газа в Китай, а также от возросшего спроса на российский трубопроводный газ в Европе этой осенью», — рассказала RT ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.
Наряду с нефтегазовыми поступлениями Россия заметно нарастила и не связанные с продажей энергоресурсов доходы бюджета. С января по ноябрь эта сумма увеличилась на 25,8% в годовом выражении — до 22,31 трлн рублей.
В частности, как рассказали в Минфине, за 11 месяцев 2024-го поступления в казну оборотных налогов, включая НДС, выросли на 16,6% и превысили плановый уровень. Это, в свою очередь, формирует устойчивую базу для дальнейшего опережающего роста бюджетных доходов, подчеркнули в ведомстве.
Общий объём доходов федерального бюджета с начала текущего года вырос на 25,8% — до 32,65 трлн рублей. В то же время расходы казны прибавили 23,7% и достигли 33,04 трлн рублей.
Таким образом, размер бюджетного дефицита с января по ноябрь составил 389 млрд рублей, или всего 0,2% ВВП. Это почти в два раза меньше, чем было за аналогичный период 2023 года (748 млрд рублей, или 0,4% ВВП).
Ранее в Министерстве финансов предполагали, что по итогам всего 2024-го расходы государственной казны превысят объём доходов почти на 3,3 трлн рублей (около 1,7% ВВП). Впрочем, по мнению Натальи Мильчаковой, реальный показатель может составить лишь около 0,1% ВВП. Похожей точки зрения придерживается и Владислав Антонов.