Время платить по счетам: в Польше вспоминают жертв Волынской резни

_______________




Фото: Global Look Press/Marcus Brandt


Украинские беженцы вызывают всё больше раздражения в польском обществе


В Польше началась новая волна недовольства украинскими беженцами. Уже даже первые лица государства во всеуслышание заговорили о том, что доля иностранцев в структуре польского криминала непропорционально высока. Отношение поляков к украинцам изменилось — их больше не рассматривают скопом как «невинных жертв».

Голос свидетелей трагедии

На днях в польском секторе интернета начали выкладывать эпизоды документального сериала «Соседи». Режиссер Яцек Мендлар снял его по своей книге «Соседи. Последние свидетели украинского геноцида поляков», тома которой еще продолжают выходить в печать.

Мендлар проделал огромный труд, найдя и детально расспросив поляков, в свое время чудом уцелевших в ходе резни, устроенной украинскими националистами на Волыни. Он переговорил с десятками стариков. Также Мендлар использовал в своей работе много архивных материалов.

Лента получилась очень страшной, ибо в ней обрели свой голос непосредственные свидетели тех жутких событий.

«Они ворвались с топорами и первыми избили отца... А когда положили на землю нас, ребятишек, я даже не почувствовал, когда меня ударили топором. Я понял, что если они увидят, что я еще жив, то убьют меня. Я притворился мертвым... Младшему брату было три года. Мой брат держал кусок хлеба, и они его с этим кусочком убили. Время немного залечивает раны, но эти воспоминания — худшие в моей жизни. В нашей деревне погибли более ста человек: детей, женщин. Их убили только потому, что они были поляками», — рассказывает Мендлару один из выживших — Роман Стронговский, некогда живший в волынской деревне Пароша.

«Украинцы стреляли только тогда, когда поляк бежал. А так убивали косами, серпами, топорами, ножами, кололи вилами... Тела были изуродованы, окровавлены... Были те, у кого отрубили ноги, руки и головы. Потом две мои старшие сестры и другие молодые люди, состоящие в самообороне, складывали эти трупы и пытались составлять части тел вместе. А я, увидев всё это, закричала и упала в обморок», — вспоминает Янина Тушинская, в детстве проживавшая в селе Мыдзск (Мидск).

По словам Яцека Мендлара, его проект не финансируется из государственных средств, а реализуется за счет общественной поддержки.

«Название «Соседи» указывает на образ идиллического сосуществования в буколических деревнях, где цветут вишневые сады, пчелы летают над пасекой, а соседи живут в дружбе и уважении друг к другу. К сожалению, этот образ был разрушен украинской ненавистью, которая из года в год созревала в их церквях, хижинах, умах и сердцах», — говорит режиссер.

При этом Мендлар не скрывает, что для него разговор о прошлом — повод обратиться к современным реалиям.

Режиссера очень беспокоит то, что сейчас происходит на современной Украине, — восславление памяти приспешников нацистов, провозглашение «национальными героями» деятелей вроде Степана Бандеры.

По словам Мендлара, украинское государство пытается стереть из памяти «скотство, осуществленное их «героями» по отношению к нашим соотечественникам — расстрелянным, утопленным в реках и колодцах, заколотым ножами и вилами, изрубленным топорами и забитым прикладами винтовок».

Режиссер негодует: «Западный мир либо безразлично относится к этим фактам, либо не имеет о них представления, поскольку они не упоминаются в основных СМИ или на официальных конференциях истеблишмента». По этой причине, как пообещал Мендлар, у сериала будет озвучка на восьми языках: польском, украинском, английском, русском, венгерском, чешском, испанском и китайском.

Упрекают и за прошлое, и за настоящее

Режиссер отмечает, что в Польше есть люди, настаивающие на том, что «нужно ждать лучших времен, чтобы разобраться в «сложной общей истории». Мендлар такой подход отрицает: «Лучшие времена уже были. Украинцы не извинились за совершенный ими геноцид. Наоборот. Вся историческая политика Украины направлена на отрицание этого геноцида. Украинцы гордятся своими «героями», а поляки должны молчать».

По мнению Мендлара, политика замалчивания ни к чему хорошему не приведет. Он сделал интервью с экспертами, разделяющими его точку зрения, — среди них оказались историк, глава Общественного фонда памяти польского народа Люсина Кулинская, профессор истории Владимир Осадчий, специалист по истории польско-украинских отношений Чеслав Партач (в 2017-м ему запретили въезд на Украину), бывший депутат сейма, экс-европарламентарий Анджей Запаловский.

Политолог Станислав Стремидловский, специалист по Польше, сказал, что Мендлар, хоть он и проделал большую работу, вряд ли сможет рассказать польской аудитории что-то принципиально новое о Волынской резне. На эту тему и так было сказано немало: выходили книги, телепередачи и фильмы.

«В польском обществе уже сформировано конкретное отношение к тем событиям. Есть определенная часть общества, для которой вопросы исторической памяти не имеют значения, и их ничего не переубедит. Соответственно, те, для кого помнить о Волыни важно, пришли к этой позиции задолго до сериала «Соседи». Но с чем тут не поспоришь — отношение к украинцам в польском общество давно и неуклонно ухудшается. И выход этого сериала — лишнее тому подтверждение», — говорит специалист.

Он обращает внимание на свежие заявления министра внутренних дел Польши Томаша Семоняка и мэра Варшавы Рафала Тшасковского, являющегося кандидатом в президенты государства от правящей партии «Гражданская платформа». Они заявили о необходимости «нулевой терпимости» к преступлениям, совершаемым в Польше мигрантами.

Томаш Семоняк и Рафал Тшасковский отметили, что иностранцы составляли 5% от общего числа подозреваемых в совершении преступлений, задержанных в Польше в прошлом году. При этом не секрет, что в прошлом году из всех иностранцев, проживающих в стране, больше всего преступлений совершили украинцы.

«Меняется сам характер украинской преступности: если раньше они чаще занимались контрабандой сигарет, то потом они стали переходить на контрабанду оружия», — подчеркивает Стремидловский. В мае этого года в Польше состоится первый тур президентских выборов, и претендентам на главный пост в стране нужно демонстрировать избирателю свою готовность к борьбе с этнической преступностью.

В последнее время в Польше резко активизировался еще один политик, накапливающий политический капитал за счет культивации негативного облика украинцев. Речь идет о вице-спикере сейма Республики Польша Кшиштофе Босаке, представляющем правый политический блок «Конфедерация свободы и независимости».

Недавно он отметился рядом жестких заявлений в адрес Украины из-за нежелания Киева организовать эксгумацию жертв Волынской резни. Когда же в ноябре прошлого года Киев пообещал не препятствовать эксгумации, Босак уличил украинские власти в лукавстве. «Я считаю, что никакого прорыва не произошло. Это утверждение носит декларационный характер. Ложь — это то, что нет никаких препятствий. Препятствия есть», — подчеркнул Босак, призвав не проявлять «наивности» по отношению к посулам украинцев.

А 28 января блок «Конфедерация» представил на рассмотрение депутатов сейма законопроект, отменяющий финансовые, социальные и медицинские привилегии, которыми наделил украинских граждан в Польше специальный закон от марта 2022 года.

Кшиштоф Босак, представивший проект нового закона, заявил, что по факту в стране сложилась парадоксальная ситуация неравенства: украинские граждане, нахлынувшие в страну с 2022 года, имеют в Польше больше возможностей, чем сами поляки. В свою очередь, парламентарий от «Конфедерации» Михал Вавер напомнил, что любому украинцу, чтобы получить автоматический доступ к медуслугам в Польше, нужно только зарегистрироваться в качестве беженца.

А самим полякам, чтобы воспользоваться бесплатной медпомощью, нужно иметь страховку, которая обычно связана с наличием работы или выполнением ряда других требований. По мнению Кшиштофа Босака, этот перекос давно пора устранить. Босак требует установить, чтобы украинцы, прибывшие в Польшу после 24 февраля 2022 года, платили налоги, медицинские взносы — и только на этих условиях пользовались услугами польской системы социального обеспечения и здравоохранения.

Хватит этого нахлебничества!

В «Конфедерации» ссылаются на данные экономиста Лукаша Козловского о том, что за последнее время очереди на медицинские услуги в Польше увеличились на 70%, из-за чего полякам стало куда труднее получать необходимое им лечение. В партии указывают, что польское здравоохранение не в состоянии справиться с дополнительными нагрузками, возникающими из-за привилегий граждан Украины.

Однако этим создаваемая украинцами нагрузка отнюдь не ограничивается. В «Конфедерации» подсчитали, что устроившиеся на работу в Польше украинцы возвращают в госбюджет лишь 15% от тех сумм, которые нахлынувшие в страну беженцы с Украины получают в виде госпособий.

Таким образом, оказалась разоблачена ложь председателя Объединения украинцев Польши Мирослава Скирки. В марте 2024-го он, не отрицая, что Польша за два года потратила на украинских беженцев примерно 20 млрд злотых (около €5 млрд), уверял, что «эти расходы были с лихвой компенсированы дополнительными налоговыми поступлениями».
 

При этом недавно министр образования Барбара Новацкая сообщила, что украинцы часто жульничали в процессе получения пособий на ребенка. Они зачастую оформляли эти пособия даже в том случае, если сами Польшу уже покинули. Новацкая взялась навести порядок в данной сфере, и ее усилия принесли результат: если в 2022 году пособие получали свыше 514 тыс. детей беженцев, в 2023-м — более 322 тыс., то в 2024-м — уже только 247 тыс.

Кроме того, Новацкая покончила с прежним положением дел, когда дети беженцев, получающих пособие, не посещали польские школы. Сейчас, чтобы не лишиться пособия, в учебное заведение ходить необходимо. Министр образования надеется, что, обучаясь в польских школах, дети беженцев должным образом ассимилируются, из украинцев превратятся в поляков и станут со временем добропорядочными налогоплательщиками.

Недавно был внесен и другой законопроект — об ограничении пособий для тех украинцев, кто не хочет работать. Речь идет о «программе 800+» (ранее 500+), которая предусматривает выплату 800 злотых (≈19 600 рублей) на ребенка в месяц — независимо от дохода или состоятельности его родителей. Эту программу в 2022 году ввела партия «Право и Справедливость», находившаяся на тот момент у власти.

Сейчас «ПиС» сидит в оппозиции — и именно она и предложила ограничить выплату пособия только тем детям, чьи родители работают и платят налоги в Польше. Причем с этим законопроектом согласились и градоначальник Варшавы Рафал Тшасковский, и вице-премьер, министр обороны и глава Польской крестьянской партии Владислав Косиняк-Камыш.

Такое согласие, проявленное представителями соперничающих политических сил, объясняется очень просто. Результаты свежих опросов показывают, что 88% поляков не желают выплачивать пособие по «программе 800+» тем украинским семьям, которые не хотят работать.

Граждане Польши жалуются в соцсетях, что они вынуждены тяжело трудиться и платить налоги, которые уходят на содержание «дармоедов». Соответственно, политики спешат показать избирателям готовность разрешить столь раздражающую людей проблему.

Станислав Стремидловский добавляет, что ухудшение отношения к украинцам в Польше совпало с обострением там дискуссий по поводу того, как надо поступить в отношении Украины. «Польские политики не понимают, что будет с Украиной в ближайшее время и что от нее вообще останется. Евросоюз, а вместе с ним и Польша отодвинуты от стола переговоров, где будет решаться дальнейшая судьба Украины — и это поляков изрядно нервирует.

У премьер-министра Дональда Туска и главы МИДа Радослава Сикорского теперь семь пятниц на неделе: то польские войска должны быть на Украине, то их быть там не должно. Они не понимают, с кем вести диалог в Киеве. С Владимиром Зеленским? Так уже завтра его может и не быть. В общем, тема Волынской резни пока отошла на второй план. Но это лишь на время», — сказал политолог.

Виктор Неделин

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 10).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА