Чехия и III Рейх

_____

 


Фёдор Ступин


 

При освобождении Чехословакии погибло около 144 тысяч солдат и офицеров Красной армии. Освобождении? Против СССР воевало более 300 тысяч чехов (Словакия стала независимой, так что о ней речь пойдёт не сегодня). Но далеко не это самое главное в участии «братьев славян» во Второй мировой войне.

Формировать отдельные подразделения из чехов немцы не стали. Они использовали их в ремонтных подразделениях. Считается, что равных им в этом вопросе в вермахте не было. Но это лишь вершина айсберга. Дело в том, что чешский военно-промышленный комплекс (ВПК) был одним из сильнейших в мире: стабильно входил в первую десятку и даже превосходил аналогичный комплекс Британской империи (если не считать кораблестроения, само собой). После Мюнхена всё это добро (857 заводов входили только в состав концерна «Шкода», а были ещё ЧКД и «Зброевка Брно») досталось III Рейху. Чехословакия стала вторым после Рура промышленным регионом рейха. Наверное, чехи гордо отказались работать на оккупантов? Ага... Слово Йозефу Геббельсу (он врал каждый раз, когда открывал рот, но это запись из дневника, который герр доктор вёл для себя): «Фюрер доволен достижениями чехов в военном производстве. Ни одного случая саботажа. Чешская продукция отличается качеством, годна к применению, надёжна и прочна. Они проявили себя ответственными и усердными работниками».

После присоединения протектората Богемия и Моравия вермахт стал богаче на 950 боевых самолётов, 70 бронепоездов, броневагонов и железнодорожных артиллерийских батарей, 2 270 полевых орудий, 758 миномётов, 469 танков, танкеток и бронемашин, 43 876 пулемётов и более миллиона винтовок. Патронов было получено более миллиарда, а артиллерийских снарядов более трех миллионов.

С чем это можно сравнить? Ну, самолётов в люфтваффе до присоединения Чехии было порядка двух тысяч — разного типа. То есть чехи усилили хозяйство рейхсмаршала Геринга на треть... На момент аннексии Чехии у немцев были три танковые дивизии — около тысячи танков (всего их было больше, но множество машин находилось в учебных частях). То есть чехи добавили панцерваффе 50 процентов танков. Всего вооружения чешской армии хватило на оснащение девяти немецких дивизий, не считая полицейских и вспомогательных частей. Кроме того, чешской техникой был оснащён словацкий корпус, воевавший на стороне Германии. К моменту же нападения на СССР оружием чешского производства была оснащена треть вермахта...

Начнём со стрелкового оружия. Пистолеты можно пропустить: чешские пистолеты для вермахта считались слабоватыми и использовались по большей части в полиции. А вот чешские пистолет-пулемёты ZK-383 оказались настолько удачными, что устроили даже такого привередливого потребителя, как войска СС. Винтовки Манлихера образца 1895 года с чешских складов ушли союзникам III Рейха и вспомогательным подразделениям, так что по советским солдатам они стреляли, только не из немецких, а из болгарских или румынских рук.

Но «Манлихеры» к моменту аннексии Чехии уже пылились на складах, а основной винтовкой армии Чехословакии была Vz.24 — копия немецкого маузера 1898 года. Их-то и приняли на вооружение вермахта под обозначением Gewehr 24(t). Винтовки и карабины чешского производства считались качественными даже по немецким мерками и поставлялись элитным частям вроде горных стрелков, воздушных десантников или сапёров. Винтовки и карабины на базе маузера чехи выпускали до 1944 года. Интересно, что даже во время войны, когда качество продукции всегда несколько проседает, чешское оружие оставалось качественным.

Отдельного рассказа требуют чешские пулемёты. Поставленный на вооружение в 1928 году ручной пулемёт ZB-26 и его модификация ZB-30 были весьма удачны, так что доставшиеся со складов чешской армии 7 000 единиц немцами использовались. Правда, не в строевых частях (не то чтобы они были плохи, но немцы стремились унифицировать вооружение), а в оккупационных, охранных и полицейских. То есть, когда в кино вы видите пулемётчика на вышке в концлагере, пулемёт у него, скорее всего, чешский. Да, массовые расстрелы также проводились из них.

Но с 1942 года «Зброевку Брно» (переименованную в Waffenfabrik Brünn) перевели на выпуск пулемётов немецкой разработки, так что не концлагерями едиными жил чешский производитель: немецкие MG-42 чехи усердно клепали до 1945 года (мы же помним, что доктор Геббельс считал их «ответственными и усердными работниками»?). Впрочем, была продукция «Зброевки», что устроила командование вермахта и в исходном виде, это станковые пулемёты ZB-53, которые немцы обозвали MG.37(t). Немецкие офицеры приняли со складов 12 672 станковых пулемёта этого образца, которые активно использовались на Восточном фронте. Его производили до 1944 года.

А что же с чешской артиллерией? Её-то немцы, наверное, не использовали? Использовали ещё как! Начнём с мелочёвки: незадолго до аннексии Чехословакия закупила в Швейцарии 285 20-мм зенитных орудий «Эрликон». Чехи установили пушки (у них они числились тяжёлыми пулемётами) на грузовики «Татра» и получили зенитные самоходные установки (ЗСУ). Третьему рейху досталось 165 таких ЗСУ, которые эксплуатировались до конца войны. Но чешские конструкторы не остановились на достигнутом: уже в 1944 году они спроектировали спаренную 30-мм зенитную установку для немецких подлодок. Она оказалась значительно лучше немецких образцов и с 1944 года устанавливалась на корабли и подлодки кригсмарине. Ну и на сухопутные батареи тоже — всего было произведено 220 установок, получивших название 3,0 cm MK 303 (Br). Произвели бы и больше, но… война закончилась.

На вооружение вермахта и союзников Германии пошли и чешские зенитки калибра 76,5 мм, 80 мм — зенитным частям люфтваффе всегда не хватало столов, так что ни один лишним не был. Основным зенитным орудием армии Чехословакии стала зенитка калибра 83,5 мм. 1 119 из них также нашли себя в службе орлам гнезда Германа Геринга. Но стреляли они не только по самолётам: их весьма эффективно применяли против дотов линии Мажино, танков и даже кораблей. Также немцам досталось 12 чешских 90-мм зениток. Поначалу их посчитали устаревшими и отправили на склады, но в 1943 году поставили в строй.

Впрочем, почему только зенитная артиллерия? Концерн «Шкода» выпускал прекрасные гаубицы калибра 105 и 150 мм. Только 150-мм орудий из чешских арсеналов Гитлеру досталось 275 штук. А были ещё 23 305-мм мортиры — именно из них немцы обстреливали Ленинград и Севастополь.

Танки? Что ж, чехи активно выпускали их на экспорт. Танк LT-35 продолжил службу в вермахте под названием Pz.Kpfw.35(t). Таких танков немцам досталось 219 штук, на момент аннексии они уже не выпускались: чехи перешли на выпуск танков «Шкода» Т-15 (он же Pz.Kpfw.38(t)), которых было выпущено 1480 штук. Танк не уступал большинству советских танков (кроме КВ и Т-34) начального периода войны и выпускался до тех пор, пока не устарел окончательно, — до 1943 года! После этого чешские конструкторы создали на базе его шасси САУ «Хетцер» с 75-мм орудием (впоследствии — 105-мм). Самоходка стала самым оптимальным образцом бронетехники конца войны по критерию «цена — качество». О техническом совершенстве этого образца говорит тот факт, что он оснащался пулемётом с дистанционным управлением. САУ (впоследствии переквалифицированную в «истребитель танков») выпускали до 1950 года! Во время войны «Хетцеров» на вооружение вермахта поступило 2 828 штук.

Наверное, ни один фильм о войне не обойдётся без полугусеничных бронетранспортёров «Ганомаг» Sd.Kfz 251/1. Вот только компания «Ганомаг» эти машины лишь разработала и выпустила первую партию — 305 единиц. Все остальные 15 252 «Ганомага» были произведены в Чехии — на заводах «Шкода» в Пльзени и «Мюрц цушлаг-Богемия» в Чешской Липе. А ещё для вермахта здесь выпускались грузовики «Шкода» серий 100, 150, 254, 256, 706D (7 тонн грузоподъёмностью — не чета советским «полуторкам»!). ЧКД выпускали паровозы, но во время войны перешли на танки Pz.Kpfw.38(t) и истребители танков Jagdpanzer 38(t).

До войны Чехословакия выпускала свои самолёты. Использовали немцы эти мощности? Вопрос сложный: после войны чехи выпустили несколько штук «Мессершмиттов», включая реактивный Ме-262, но... данных по выпуску самолётов в годы войны я не нашёл. А вот то, что чехи выпускали комплектующие для самолётов люфтваффе, включая достаточно точную оптическую продукцию, это факт. Скорее всего, под конец войны немцы планировали организовать в протекторате и сборку самолётов (отсюда и послевоенные опыты по производству истребителей), но не успели. Тем не менее заводы «Шкода» работали на вермахт до 5 мая 1945 года. Потом чехи поняли, что работать на немцев, когда те уже Берлин сдали... не самый умный ход.

А что же у нас с легендарным чешским «сопротивлением»? Не легли же чехи под Гитлера с потрохами? Гм... К чешскому сопротивлению термин «легендарное» подходит лучше всего: легенды о том, что оно было, есть. Само сопротивление...

Историки делят чешское сопротивление на домашнее и зарубежное. Ну, в том смысле, что Бенеш после аннексии Чехии сбежал сначала в Париж, потом (после захвата Парижа немцами) — в Лондон. И там пытался дипломатически вернуть всё взад. Надо сказать, что формально ему это удалось: Англия с Францией отозвали свои подписи от Мюнхенского соглашения и Чехословакия стала виртуальным государством. Таким, где есть президент, правительство, Национальный комитет. Только нет страны. А дома в то время…

А дома чешские историки находят саботаж на предприятиях военной промышленности. Странно, что Геббельс его не находил, но чешские историки находят! В принципе, особого противоречия в этом нет, просто формы саботажа бывают разные. Например, ячейки чешского сопротивления собирали деньги и выправляли документы своим участникам, чтобы свалить из протектората. Листовки писали. Студенческие демонстрации организовывали. Рабочие забастовки устраивали. Ну и самая острая форма саботажа… держитесь за стулья, чтобы не упасть. Рабочие и инженеры концерна «Шкода» все как один... Забастовали? Уволились? Начали песок в подшипники сыпать? Не-а, вышли на работу в чёрных рубашках. Так и протестовали, работая «ответственно и усердно», но в чёрных рубашках.

А было сопротивление зарубежное. Именно на его счету самая громкая акция — убийство обергруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха, рейхспротектора Богемии и Моравии. Надо сказать, отношение к Гейдриху в протекторате было сложным. Он использовал политику кнута и пряника: с одной стороны, за любые демонстрации можно было загреметь в тюрьму, а то и под расстрел попасть (всего в стране за время правления Гейдриха казнили 207 человек), с другой стороны, он улучшил нормы снабжения чешских рабочих и выделил 200 тысяч пар обуви задействованным в военном производстве. Ну и количество выдаваемых по карточкам сигарет повысил, новые выходные ввёл... По словам деятеля чешского сопротивления Мирослава Каха, «коллаборационизм среди граждан начал превышать разумную меру». Короче говоря, благодаря толковой политике Гейдрих в протекторате постепенно стал популярнее Бенеша с Масариком и прочих эмигрантов, соответственно, снижался авторитет чешской эмиграции перед лицом англичан. И тогда была спланирована операция «Антропоид».

Лондонские чехи решили провести «акцию возмездия», которая, по словам начальника военной разведки Чехословакии (в изгнании, само собой) Франтишека Моравеца, «во-первых, подняла бы престиж Чехословакии на международной арене. Во-вторых, её успех подтолкнул движение народных масс, хотя при этом плата будет высокой». Иными словами, чешские эмигранты решили организовать своему народу кровавую баню руками немцев: в том, что они начнут массовые расстрелы в ответ на убийство рейхспротектора, сомнений ни у кого не возникало. Бенеш согласился с доводами Моравеца, но потребовал, чтобы операция была спланирована в глубокой тайне: «Тогда этот акт может быть расценен как стихийное проявление отчаяния народа».

Сложной операция не была: Гейдрих свободно передвигался по Праге, не сильно заботясь о мерах безопасности. Вот только правительство в изгнании не сумело найти желающих осуществить террористический акт в самой Чехии. Местное подполье было слабым, точнее, его практически не было. Но на территории Англии уже была сформирована чешская бригада, среди военнослужащих которой и начали искать диверсантов. Несколько групп были заброшены в протекторат и тут же провалились, диверсанты жаловались, что сразу после приземления попали в абсолютно враждебную среду.

Наконец, были заброшены Ян Кубиш и Йозеф Габчик, которым повезло. Оба были обстрелянными солдатами: один воевал с немцами во Франции, другой — в Польше. При приземлении диверсанты укрылись в доме местного жителя, который их не выдал (остальные группы были сданы чехами, у которых просили убежища). 27 мая 1942 года Кубиш и Габчик на велосипедах приехали в центр Праги и стали ждать появления машины Гейдриха. В 10:32 появилась машина, Габчик попытался открыть огонь из пистолета-пулемёта «Стен», но у него заклинило патрон. И тогда Гейдрих показал себя то ли слишком смелым, то ли не самым умным человеком: вместо того чтобы приказать водителю прибавить скорость, он велел остановиться и вытащил пистолет. Кубиш бросил гранату, но она закатилась под колесо, и взрывом ранило всех, кроме Габчика. Шофер Гейдриха попытался выстрелить в Кубиша из пистолета, но его заклинило. Габчик забежал в мясной магазин, чтобы укрыться там, но мясник выдал его водителю. Габчик дважды ранил немца, после чего вскочил в трамвай и скрылся, Кубиш уехал на велосипеде. Гейдриха увезли в госпиталь, где удалили селезёнку, но он всё равно умер от раневой инфекции.

В Богемии и Моравии было объявлено чрезвычайное положение, за парашютистов объявлена награда. Награду получило более 60 человек, в том числе два парашютиста, заброшенных ранее! Семь парашютистов попытались укрыться в православном кафедральном соборе Кирилла и Мефодия. 18 июня храм окружили солдаты и гестаповцы, парашютисты отстреливались несколько часов, после чего шестеро застрелились, а тяжело раненый Кубиш умер по пути в госпиталь. Епископ православной чехословацкой церкви Горазд был казнен за помощь диверсантам, впоследствии он был канонизирован как великомученик. Последний парашютист, Людвиг Цупал, был выдан гестапо собственным отцом в январе 1943 года, при попытке ареста он застрелился. В ходе карательной акции были уничтожены две деревни: Лежаки и Лидице, причём если в Лежаках действительно была база парашютистов, то Лидице уничтожили просто потому, что в записной книжке одного из диверсантов были два адреса в этой деревне. Все дома в деревнях были разрушены, мужчины — расстреляны, женщины — отправлены в концлагерь Равенсбрюк.

Успешна ли была операция «Антропоид»? Уровень сопротивления чехов немецкой власти (оккупацией это назвать нельзя: Бенеш передал власть Гитлеру добровольно) не вырос. В июле 1942 года на Вацлавской площади Праги прошёл митинг, на котором 200 тысяч человек скандировали: «Да здравствует Адольф Гитлер! Слава рейху!» Наверное, приводить цитаты австрийского художника — не лучшая политика, но стоит участь два момента: во-первых, он вырос в Австро-Венгрии и знал чехов, во-вторых... а в чём он был не прав, когда говорил: «Чехи олицетворяют собой рабскую покорность. Чехов можно сделать фанатичными сторонниками рейха, если, учитывая, что они любители поесть, дать им двойной паёк. Они сочтут своим моральным долгом трудиться на военных заводах вдвое больше»? Наверное, в том, что он не учёл: делать это они будут в чёрных рубашках...

Когда начинается «специальная олимпиада» на тему, «кто виноват в начале Второй мировой войны — Гитлер или Сталин?», не стоит забывать: без чехов эта бойня, в которой погибли десятки миллионов человек, была бы невозможна. Промышленность одной Германии не смогла бы справиться с производством военной продукции в таких масштабах, чтобы суметь за шесть лет превратить вермахт из армии, скованной версальскими ограничениями, в армию, способную захватить Европу. У нас до сих пор чехов иногда воспринимают как жертв Второй мировой войны. Это не так. Они — её участники, причём на стороне III Рейха.

В этом материале я специально не касаюсь коммунистической части чешской эмиграции и её действий в годы войны. Потому что все её действия были действиями советского руководства. Без пинка товарища Сталина Климент Готвальд и компания так и остались бы просто эмигрантами, живущими на деньги Коминтерна. А вот как эти люди пришли к власти в Чехословакии — отдельный разговор.

Фёдор Ступин,
специально для alternatio.org

 

Рейтинг: 
Пока нет голосов.

_____

_____

_____

ПОДДЕРЖКА САЙТА