В самом начале своей статьи Бернард Л. Вайнстайн с неудовольствием отмечает, что Путин наслаждается ослаблением позиций США, особенно в Сирии и в других регионах Ближнего Востока. Может ли что сделать Обама для того, чтобы скинуть царя Владимира с трона? Не организовать ли бойкот российских продуктов вроде «Столичной»? Но ведь эта водка разливается где-то в Латвии (прозападной республике, кстати). Что до русской икры, то её продажи и без того снижаются в США уже много лет, отмечает автор.
В 2011 году, утверждает автор, США обогнали Россию и сделались на планете производителем номер один природного газа. Благодаря сланцевому буму, уверен Вайнстайн, Америка должна стать и крупнейшей нефтедобывающей державой.
Автор объясняет правительству, как всё надо сделать.
Экспортируя сжиженный природный газ из США в Европу и Азию, пишет он, США сокрушат «Газпром», царствующий на этих рынках.
Параллельно с экспортом следует передать технологии по сланцевой добыче Китаю, Польше и других странам, имеющим существенные сланцевые ресурсы: это позволит уменьшить их зависимость от российского газа.
Заодно всё это даст стимул для развития энергетическому сектору Америки.
Правда, есть неувязочка. И тут автор переходит к Обаме.
Дело в том, что нынешний президент США натурально воюет с ископаемыми видами топлива. Однако, чтобы свалить Путина, президенту придётся ускорить выдачу разрешений на экспортные терминалы природного газа, отменить запрет на экспорт нефти, отступить от призыва установить более высокие налоги на нефтяной и газовой секторы промышленности.
Александр Латса считает идею по свержению Путина абсурдной. Однако отмечает, что энергетическая война с Россией уже идёт.
В принципе, ничего нового товарищ Латса не сказал, но его аргументы нужно повторить хотя бы потому, что повторение — мать учения.
Первым этапом энергетического противостояния аналитик считает войну газопроводов в Европе. Её цель — лишение России статуса основного европейского поставщика. Во время энергетического кризиса 2006 г. Украина заблокировала транзит через свою территорию и нанесла ущерб российским поставкам в Западную Европу, напоминает Латса. Впрочем, результат этой стратегии известен. Появились обходные «потоки»: «Северный» и «Южный». Они свели к нулю влияние транзитных стран.
Второй этап — война в Сирии. Там действия ведутся против строительства энергетических мощностей под ирано-иракско-сирийским контролем (шиитский проект), который позволит Ирану продавать сырьё в Европе. Пентагон же одобрил конкурирующий суннитский проект, предназначенный для поставки катарского газа в Европу через Саудовскую Аравию, Сирию и Турцию.
Проблема агрессоров в том, что Катар и Саудовская Аравия не одолели Асада. Иранская карта тоже не была бита. Турция недавно дала понять, что может пересмотреть свои геостратегические приоритеты.
К аналитике Латсы надо добавить и явное размежевание Саудовской Аравии с Соединёнными Штатами, несмотря на заверения Вашингтона в перманентном партнёрстве. Обама отказался от идеи закидать Сирию «Томагавками», и Саудовской Аравии стало с ней не по пути. Зато стало по пути с Израилем, которому, в свою очередь, очень не нравится миролюбие Обамы по отношению к Ирану.
Надо отметить и то, что Киев не подписал соглашение с Брюсселем об ассоциации, что заставило международное сообщество признать влияние России и начать вдохновлять протестующих на Майдане, подвигая их на новую «оранжевую революцию».
Что до сланцевой эйфории, то она скоро подойдёт к концу. Об этом мировому сообществу заявили в ОПЕК, передаёт Олег Обухов («Голос России»).
Максимум 5 лет — и американская сланцевая революция прикажет долго жить. Исследования ОПЕК показали, что на многих сланцевых месторождениях нефти в США объёмы добычи сокращаются. На некоторых участках отмечен резкий спад — более чем наполовину.
И действительно, к 2018 году от эффекта останутся одни иллюзии, отмечает директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев:
Кроме того, американские экологи бьют тревогу: бурение скальных пород приведёт к заражению подземных источников питьевой воды. Плюс ко всему повышается угроза землетрясений в сейсмически активных районах США.
К этому надо добавить и ещё кое-что.
На конгрессе «Новая промышленность» в Варшаве специалист в области горного дела, профессор Станислав Рыхлицкий доходчиво объяснил: только для получения оценки запасов сланцевого газа Республике Польша понадобится сумма более 4 миллиардов долларов.
При этом «сланцевая революция» в Польше идёт уже более двух лет. В 2011 году Варшаву вдохновили просто прогнозы. Объёмы сланцевых запасов газа, по предположению американских экспертов, исчислялись пятью триллионами кубометров и считались самыми крупными в Европе. Но по последним подсчётам польских специалистов число оказалось куда меньше: всего 768 миллиардов.
Сейчас в Польше поговаривают об упрощении экологических барьеров для добычи сланцевого газа. Между тем Европарламент как раз требует проведения дополнительных экспертиз — из-за высоких экологических рисков. А Германия с Великобританией и вовсе запретили сланцевую добычу.
Можно, конечно, предположить, что частично Белый дом всё же начал реализовывать советы мудрого Вайнстайна. Договорённость в Женеве с Тегераном спустя полгода может смениться полной отменой санкций — и тогда потоки иранской нефти, которые хлынут на мировой рынок, снизят рыночные цены на «чёрное золото», что неминуемо ударит по интересам сырьевой России. С другой стороны, Иран — первейший конкурент Саудовской Аравии, а Саудовская Аравия — давний союзник США и старейший участник нефтедолларового сговора. Что до Ирана, то тот согласен продавать нефть хоть за турецкие лиры, хоть за юани, хоть по бартеру. Впрочем, в современных реалиях ему придётся по большей части продавать нефть за доллары: именно в долларах нефть торгуется на биржах.
В своей статье Вайнстайн забыл сказать (или, вернее, пожалеть) об одном — о том, что западные советники в XXI веке уже не имеют той силы, которую имели в конце века XX. В то время (а ещё более того — в последние годы правления Горбачёва) многим россиянам казалось, что United States — это цари и боги мира сего, и они-то и выступят в роли Прометея, принесут диким русским людям огонь. Почему-то русские люди быстро забыли, какой огонь привык нести Белый дом: то напалм, то «Агент Оранж», то кассетные бомбы. Позднее в Ираке был применён обеднённый уран.
О том, что однополярный мир после «холодной войны» просуществовал недолго — вот о чём между строк сожалеет американский аналитик. О том, что русские как-то быстро опомнились, а США как-то быстро ослабели, — вот о чём он горюет.
Но сланцевый «рецепт» не поможет Вашингтону.
Оставьте свои затеи, мистер Вайнстайн. Посоветуйте лучше Обаме заняться внутренними проблемами.
Ведь, согласно последнему социологическому опросу центра «Пью», 52% американцев считают, что США нужно «заниматься собственными делами и предоставить другим странам самостоятельно решать свои проблемы». А 70% опрошенных сказали, что США не пользуются таким уважением в мире, как в былые времена.
Так что мистеру Вайнстайну надо жалеть о том, что США до сих пор проводили в мире столь агрессивную политику и что в итоге против американского государства стал высказываться собственный народ.
Когда на планете был СССР, в мире много говорили о дружбе народов и братстве. Когда Советского Союза не стало, и на планете некоторое время заправляли Вашингтон и его европейские союзники, международное сообщество было приучено к понятию «партнёры». Слово «дружба» из международного дипломатического лексикона исчезло почти повсеместно. И таким, как Вайнстайн, сегодня даже в голову не приходит, что Россия вовсе не враг Европе или Америке. Она никому не угрожает. Она просто продаёт газ, и продаёт она его потому, что он у неё есть. Обама на пару с Макфолом не смог предложить Москве ничего, кроме кнопки «Peregruzka». Россия же XXI века войдёт в историю как страна, предотвратившая бойню «Томагавками» в Сирии. Учитесь, мистер Вайнстайн, учитесь, мистер Обама.