Начиная с конца 80-хх годов прошлого века, сложилось так, что призыв к выходу Украины из состава Советского Союза, затем враждебность к России, героизация ОУН-УПА исходили из Галиции – небольшого и экономически депрессивного региона, который, тем не менее, претендует на то, чтобы определять внешнюю и национальную политику Украины. Рассмотрим подробнее особенности этого региона.
Что можно считать признаком единого народа? Общую историю, религию, язык, обычаи, менталитет. Так вот, по всем этим признакам галичане имеют с украинским народом мало общего, а наоборот, большие отличия.
Исторически сложилось так, что Галиция и остальная Украина оказались в едином государстве только с 1939 года. Кстати, именно усилиями СССР, который галичане всячески проклинают. До этого же момента регион входил в состав Речи Посполитой, а после ее раздела отошел Австро-Венгерской империи. Политическое руководство Австро-Венгрии заботливо взращивало украинский национализм как противовес национализму польскому, который был более опасен в силу большего количества и более высокой организованности поляков, которые совсем еще недавно (имеется в виду относительно второй половины 19в.) имели свою государственность. Потому движение украинофилов в 19- начале 20 века пользовалось поддержкой властей Австро-Венгрии. Среди галичан были и те, которые ориентировались на Россию – русофилы – но Австро –Венгрии, граничащей с могущественной Российской империей, не нужна была пятая колонна в своей провинции, потому к русофилам отношение было гораздо более жесткое – они притеснялись, а с началом первой мировой войны и вовсе подвергались репрессиям и пополняли первый на территории Европы концлагерь Талергоф, где было уничтожено более 60 тыс. человек. А к русофилам относилась немалая часть интеллигенции и студенчества. Ф.Аристов в книге « Карпато-русские писатели». Т. 1. - Москва, 1916 приводит выдержку из петиции в венский парламент, под которой подписались более 100 тыс. русских галичан:
Высокая палата! Галицко-русский народ по своему историческому прошлому, культуре и языку стоит в тесной связи с заселяющим смежные с Галицкой землей малоросским племенем в России, которое вместе с великорусским и белорусским составляет цельную этнографическую группу, то есть русский народ. Язык этого народа, выработанный тысячелетним трудом всех трех русских племен и занимающий в настоящее время одно из первых мест среди мировых языков, Галицкая Русь считала и считает своим и за ним лишь признает право быть языком ее литературы, науки и вообще культуры. Доказательством этого является тот факт, что за права этого языка у нас в Галиции боролись такие выдающиеся деятели (следует обширное перечисление. - К.Ф.)... Общерусский литературный язык у нас в Галиции в повсеместном употреблении. Галицко-русские общественные учреждения и студенческие общества ведут прения, протоколы, переписку на русском литературном языке. На этом же языке у нас сыздавна издавались и теперь издаются ежедневные повременные издания, как: "Слово", "Пролом", "Червонная Русь", "Галичанин", "Беседа", "Страхопуд", "Издания Галицко-русской матицы", "Русская библиотека", "Живое слово", "Живая мысль", "Славянский век", "Издания общества имени Михаила Качковского", расходящиеся в тысячах экземпляров". Далее в Петиции приводились требования свободы изучения и преподавания русского языка, истории и права на русских землях, входивших в состав Австро-Венгрии
Таким образом, украинский национализм был взращен руководством Австо-Венгерской империи в противовес полякам. Австо-венгерское руководство притесняло, а затем и физически уничтожало русофилов, и поощряло ненависть ко всему русскому. И все это было совсем недавно по историческим меркам – 100-150 лет назад.
Естественно, такой «противоестественный отбор» не мог не оказать своего влияния на формирование менталитета галичан, и истоки современной русофобии, которой подвержена немалая часть населения Галиции, именно в этом.
На основной части Украины, входившей в то время в состав Российской империи, естественно, насаждения русофобии не было и быть не могло.
В религиозной сфере отличия Галиции от основной Украины не менее значимые.
Как известно, подавляющее большинство украинского народа исповедует православие. Галичане отличились и тут: они в подавляющем большинстве униаты. Что это такое?
В 1956 году в Бресте была принята уния, т.е. скрепленное договором «объединение» некоторой части Православной церкви с католической под властью папы.
В 1595 году иезуитам удалось уговорить Киевского митрополита Рогозу тайно направить в Рим двух епископов и подписать с папой акт об унии (с признанием вселенской власти папы и «filioque»), которая, по мнению Рогозы, должна была улучшить положение православных, терпящих притеснения от властей и католиков. Православные сочли этот акт предательством и осудили на соборе. Однако Сигизмунд III утвердил акт о принятии унии, после чего Православие в Польше было объявлено вне закона, последовали новые жестокие гонения на верующих, в руки униатов были переданы более 700 храмов и 128 православных монастырей. Все епархии Белоруссиии, Западной и Центральной Украины, включая Киевскую, насильственно присоединены к унии.
После возврата России ее западных земель униаты стали возвращаться в Православие и основная масса униатов (1, 5 млн. ) в 1839 году и остающиеся (50 тыс. ) в 1874 году окончательно с ним воссоединились. Униатство сохранилось лишь в Галиции, отошедшей к Австрии, и других частях Карпатской Руси, находившихся за пределами России.
Одним из символов Украины является казачество – Запорожская сечь, борьба с татарами и поляками, свобода и самоуправление. Украинские националисты (которых называют «свидомыми»), в своей пропаганде активно используют этот символ – боевики УПА выбирали себе в качестве кличек фамилии казацких атаманов, каждый «свидомый» считает своим долгом заявить, что мол, мы не омрачим казацкой славы, будем достойными преемниками и т.д.
А теперь вспомним, кто был основным врагом казаков, кроме татар и турок? Против кого были направлены казацкие восстания 30-хх годов 17 в., и война 1648 года?
Против Речи Посполитой, частью которой была в то время и Галиция. Против унии, против притеснения православия. Сейчас эта самая униатская церковь (Греко-католическая) – основная церковь Галиции. А Православие там и сейчас притесняется. Ох и не поздоровилось бы галичанам, если бы сейчас туда вошли отряды Хмельницкого или Богуна.
В остальной же Украине Православная церковь и сейчас имеет наибольшее количество прихожан. Как и в России (я рассматриваю только христианские церкви). То есть религиозной общности с основной частью украинского народа у галичан тоже нет.
Ментальные различия населения Галиции и остальных украинцев также значительны. С начала 18 в. в Речи Посполитой усиливается курс на притеснение православия – православных не назначают на административные должности, они облагаются дополнительными налогами и поборами, даже для отправления обрядов должны были получать разрешение у католических ксендзов. Некоторые изменяли вере своих отцов и переходили в униатство, самые упорные и несгибаемые переезжали на Левобережье Украины, входившее в Российскую империю. После разделов Польши и перехода Галиции в состав Австро-Венгрии притеснения Православия продолжались, тенденция оставалась той же: кто не собирался отказываться от веры, эмигрировал, остальные переходили в униатство.
Кроме религиозного гнета, был гнет и национальный. Да, центральные власти Австро-Венгрии заигрывали с украинцами, но только для того, чтобы иметь противовес полякам. О допуске украинцев к каким-либо серьезным должностям не могло быть и речи.
В экономическом плане также все были немалые проблемы, основная из которых – безземелье значительной массы галицких украинцев. Проблема была настолько острой, что на рубеже 19-20вв. была даже организована эмиграция галичан в Канаду и Южную Америку.
Самые решительные и не намеренные влачить жалкое существование людей второго сорта уехали. Остальные остались.
Таким образом, к началу 20 вв. среди украинцев Галиции сформировалась особая общность – изменившие своей религии, согласные терпеть национальное угнетение, отсутствие возможности сделать карьеру и нищету. Кто был не согласен - уехали – кто в Россию, кто в эмиграцию. Остались согласные на роль людей второго сорта.
На остальной части Украины все это время подобных проблем не было. Православие было государственной религией Российской империи, украинцев по национальному признаку никто не притеснял, (достаточно посмотреть на количество высших чиновников России – выходцев из Украины). А плодородной земли после захвата Крыма и овладения Новороссией было столько, что русское правительство даже зарубежных колонистов приглашало. Понятно, что для низших сословий жизнь раем не казалась и в России – крепостное право, военные поселения, налоги и повинности никто не отменял. Но к этому не добавлялся национальный и религиозный гнет, как в Галиции. Мы сейчас не будем обсуждать Валуевский циркуляр и Эмский указ, которые любят приводить «свидомые» как пример угнетения украинцев. Не будем потому, что вопрос печатной продукции на украинском языке в системе ценностей подавляющего большинства населения Украины явно не являлся приоритетным.
Мы видим, что менталитет, который вырабатывается под влиянием внешних факторов, у галичан и жителей основной части Украины совершенно разный. В Галиции – религиозные притеснения, национальный гнет, тяжелые экономические условия, отсутствие какой-либо возможности изменить свой социальный статус. Гордые, непокорные и решительные эмигрировали, остальные остались.
В основной части Украины у ее жителей не было комплекса национального меньшинства – общая религия, отсутствие ограничений на занятие административных должностей, частичная ассимиляция с другими народами, особенно в регионах Слобожанщины и Новороссии тому способствовали.
Что касается языка – отличия между галичанами и украинцами весьма существенны. Причина та же, что и всех остальных отличий – историческая. Нахождение Галиции в составе Речи Посполитой, а затем Австо-Венгрии и Польши (то есть в совершенно другом этнокультурном окружении) привело к тому, что язык галичанина и язык, скажем, жителя Полтавской области – это два разных языка, носители которых друг друга поймут, но с немалым трудом. На Правобережной Украине и на Волыни также есть языковые отличия от Юга, Востока и Центра Украины, но не столь ярко выраженные и вполне укладывающиеся в рамки региональных диалектов. Язык галичан – смесь полонизмов, австризмов, с другими смысловыми ударениями, и отличным от украинского языка порядком построения фраз. Житель основной части Украины с трудом поймет то, что говорит галичанин, особенно если последний говорит быстро. Житель основной части Украины без труда при необходимости перейдет на русский язык, и будет говорить не хуже жителя Курской или Воронежской области России. Галичанин говорит на русском с сильным акцентом (такой особенности рады работники московской милиции, которые легко вычисляют галичан, приехавших на заработки в столицу ненавистных им «москалей»).
Как видим, в языковой сфере у галичан тоже нет идентичности с основной частью украинцев. И украинский язык жителя Харьковской, Донецкой, Запорожской области гораздо ближе к русскому, чем к галицкому.
Подводя итоги нашего небольшого исследования, мы видим, что регион Галиция и его жители по основным признакам единого народа – общая история, менталитет, язык, религия – не имеют с украинским народом ничего общего. Галичанам привили русофобию, а основная масса украинского народа к русским относится как к самому близкому и родственному народу, галичане униаты, а украинцы православные (как и подавляющее большинство христиан России), галичане сотни лет были в роли угнетаемого национального меньшинства, украинцы, как и россияне, национального гнета не испытывали. Украинский язык намного ближе к русскому, чем к галицкому диалекту.
То есть роль, которую пытается сейчас взять на себя Галиция, ее попытки активно влиять на внешнюю и внутреннюю политику Украины, попытки навязать остальным украинцам свои идеалы и своих героев не имеют под собой никаких оснований. Галичан украинцами можно считать весьма условно. По всем признакам единого народа украинцы ближе к русским, чем к галичанам. Чем раньше галичане поймут, что они не национальная элита Украины, которая вправе определять направление движения для всех остальных, а скорее, национальное, религиозное, ментальное и языковое меньшинство, тем лучше будет и для них, и для Украины.
Также по теме:
http://русскоедвижение.рф/index.php/articles/42-articles/13414-2013-01-09-15-35-38