|
Виктор Иванович Ильин служил в 61-м геодезическом отряде Ленинградского военного округа в городе Ломоносов. 21 января 1969 года Ильин, находясь в наряде дежурным офицером, покинул часть. Он украл два пистолета Макарова и четыре магазина к ним. Выехал в Ленинград, откуда в 10:40 вылетел в Москву. По приезде остановился у дяди, бывшего сотрудника милиции. Свой приезд объяснил желанием посмотреть встречу космонавтов (экипажи кораблей «Союз-4» и «Союз-5»), которая должна была состояться на следующий день (во встрече должен был принять участие Брежнев).
Утром 22 января Ильин покинул квартиру дяди, украв милицейский плащ с погонами сержанта и фуражку, и направился в Кремль, куда был беспрепятственно пропущен благодаря форме. Встал в милицейское оцепление у Боровицких ворот перед зданием Оружейной палаты. По случайности, он оказался между двух взводов оцепления, поэтому присутствие незнакомого коллеги не вызвало подозрений у милиционеров. Около 14:15 в ворота въехал правительственный кортеж. Ильин пропустил первую машину, ведь обычно машина Брежнева всегда следовала в кортежах второй. Увидев приближение второй автомашины - ЗИЛ-111Г, он сделал шаг вперёд и открыл огонь по её лобовому стеклу из обоих пистолетов, которые прятал в рукавах плаща. При этом всего за шесть секунд успел выпустить 11 пуль и еще 5 были обнаружены в магазинах после задержания.
Однако в машине находился не Брежнев, а участники встречи, космонавты Леонов, Николаев, Терешкова и Береговой. Последний, сидевший впереди рядом с шофёром, был слегка похож на Брежнева, что дополнительно ввело Ильина в заблуждение. Выстрелами был смертельно ранен шофёр Илья Жарков. Николаев сумел перехватить управление и остановить автомобиль. Космонавты успели пригнуться, Береговой был ранен осколками стекла, а Николаеву пуля оцарапала спину. Зацепило также мотоциклиста эскорта по фамилии. Зацепилов. Зацепилов направил свой мотоцикл на Ильина и закрыл ему сектор обстрела. Сбить злоумышленника он не мог – тот стоял за ограждением. после чего Ильин был задержан сотрудниками КГБ. Пробитая пулей куртка Зацепилова сейчас висит в одной из центральных витрин в Зале славы и истории ФСО России. Трансляция была неожиданно прервана, что свидетельствовало о том, что произошло нечто чрезвычайное. День спустя было издано сообщение ТАСС, утверждавшее, что некто стрелял в космонавтов; однако, согласно впечатлениям западных корреспондентов, в СССР никто не сомневался, что объектом покушения был именно Брежнев.
Ильину были предъявлены обвинения по пяти статьям уголовного кодекса: организация и распространение клеветнических измышлений, порочащих советский строй; попытка теракта; убийство; хищение оружия; дезертирство с места службы. Официально было объявлено, что «провокатор» покушался на космонавтов. Он сразу же произвёл на следователей впечатление человека, страдающего психическим заболеванием. Ильин был признан невменяемыми в мае 1970 помещён в Казанскую специальную психиатрическую больницу, где содержался в полной изоляции в одиночной палате. В 1988 году, благодаря стараниям матери, переведён в Ленинград, в психиатрическую больницу № 3 имени Скворцова-Степанова.
В 1990 году Ильин был освобождён решением Военной коллегии Верховного Суда СССР. Получил однокомнатную квартиру в Ленинграде, где проживает, получает пенсию по инвалидности. Поскольку он до того не был формально уволен из армии, то сумел по решению суда добиться выплаты по больничному листу жалованья за 20 лет. В своих интервью Ильин утверждает, что не жалеет ни о чём, кроме смерти невинного шофёра, а также неприятностей, постигших его друзей.