Источник перевод для MixedNews - josser
Речь не о самоустранении или закате США, хотя для некоторых критиков администрации Обамы указанное тоже играет свою роль.
Это больше связано с истощением – моральным, политическим и экономическим – стран, которые были в центре деятельности по обеспечению международной безопасности, а также динамичным подъёмом некоторых других игроков.
В понедельник в интервью генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен сказал, что он может понять причины экономии, сокращения государственных расходов ради уменьшения дефицитов, но он также предвидит их вероятные результаты.
«Это значит, – пояснил он, – Что у нас будет меньше влияния на международной арене. Вакуум будет заполнен другими державами, а они не обязательно разделяют наши интересы и ценности».
Многие британцы или американцы, которые по-прежнему кипятятся из-за разгрома, устроенного в Ираке или Афганистане, могут счесть утрату влияния предпочтительной повторению авантюризма последнего десятилетия, но указанное обстоятельство вызывает глубокое беспокойство у многих дипломатов, военных и политиков.
Начальник британского штаба обороны генерал сэр Ник Хоутон сказал пару недель назад, что пришёл к «неприкрашенному выводу» о том, что одна из сложнейших профессиональных задач, стоящих перед ним, – «помочь заново обосновать в умах правительства и более широкой публики полезность военного инструмента государственной силы».
Можно было бы утверждать, что отрицание силы западными странами – временное явление после потерь двух трудных войн за рубежом и экономического спада, обусловившего вынужденный акцент на сокращении дефицитов.
Но сворачивание расходов странами НАТО – только одна сторона этого сдвига сил, причём не самая важная в сравнении с увеличением оборонных бюджетов таких стран как Китай, Россия, Саудовская Аравия и ОАЭ.
Согласно оценкам, содержащимся в обзоре, который в среду должен быть опубликован аналитической компанией IHS Janes, к 2021 году расходы на оборону стран, не входящих в НАТО, превзойдут по величине таковые западного альянса. Цифры показывают, что за последнее десятилетие военные расходы Саудовской Аравии утроились, а КНР в следующем году обгонит по военным тратам Британию, Францию и ФРГ, вместе взятые.
Похожая картина проступает в ежегодных докладах таких аналитических центров как Стокгольмский международный институт исследований проблем мира (SIPRI) и лондонский Международный институт стратегических исследований, которые выпустят свои годовые обзоры положения в военной сфере позже на этой неделе.
Из данных SIPRI, которые отстают на один год, следует, что в 2012 году произошёл заметный, на 28 процентов, рост продаж российских вооружений, и что бо́льшая его часть может быть отнесена на внутренние расходы на оборону. Продажи западных вооружений в 2012 году снижались.
Помимо технического, поступают всевозможные свидетельства количественного сдвига в «жёсткой силе». Индия теперь запускает свои собственные спутники-шпионы и спускает на воду АПЛ. Объединённые Арабские Эмираты, не знающие недостатка в деньгах, но не имеющие человеческих ресурсов, чтобы увеличить свои вооружённые силы, недавно объявили о введении воинской повинности для пополнения их рядов.
Представляет ли рост расходов этих экономически мощных стран игру с нулевой суммой? Должна ли она дать обратный эффект во вред Западу? Многие чувствуют, что эрозия первенства США в таких местах как Совет Безопасности ООН может быть к лучшему, особенно если недавно обрётшие уверенность новые державы готовы взять на себя часть бремени международных операций – как сделал Китай, отправив фрегаты для противодействия сомалийским пиратам.
Однако именно в чувствительных областях «интересов и ценностей», на которые намекнул мистер Расмуссен, сосредоточены сейчас опасения западных «безопаснократов».
Россия и Китай, к примеру, давно подчёркивают необходимость уважения права стран заниматься своими собственными внутренними проблемами, отвергая интервенции под международным мандатом.
Для тех, кто верит в идеи гуманитарных интервенции и «обязанности защищать», судьба Сирии являет собой зловещее предзнаменование того, что могут значить эти изменения глобальных реалий власти.