А.Шмидт (Германия)
Пока все обсуждают, что происходит на Украине и к чему это все приведет, как мне кажется, следует обратить внимание на другую сторону данного кризиса.
Каким образом мир оказался на грани, за которой начинается третья мировая война, и даже этого не заметил?
Почему огромный дипломатически-бюрократический аппарат ЕС, состоящий из опытных дипломатов, политиков, экспертов, аналитиков, переводчиков и пожирающий огромные деньги налогоплательщика просто не заметил вполне недвусмысленных сигналов из Кремля? Почему решительные и совершенно предсказуемые действия российских властей вызвали в рядах европейского политического истеблишмента смятение и панику, как будто советские танки уже в вошли в Бранденбург?
Думаю, причин у этого несколько.
Во-первых, к огромному сожалению, немецкие политики в основном опираются на данные, которые они черпают из немецкой прессы и отчетов разного рода демократических фондов, которые, в свою очередь, сочувствуют российским либералам. Немецкая аналитика по России во многом представляет собой переводы статей из «Новой Газеты», блогов Навального, Белковского или аналогичных источников, в которых идет речь о пожравшей стране коррупции, дедовщине в армии, счетах путина в швейцарских банках, каком-то секретном компромате на высших должностных лиц в сейфах ЦРУ и прочей ахинее. В общем, всего того, что европейским политическим карликам, все еще живущим в эпоху холодной войны, так хочется слышать.
Думаю, квинтэссенцией данного явления можно считать статью Бориса Райтшустера в Focus, в которой немецкий журналист, много лет проживший в России и лично знакомый с Путиным, за несколько часов до появления военных без опознавательных знаков в Крыму заявил, что Путин на самом деле – трусливый позер, неспособный на решительные шаги.
Во-вторых, как мне кажется, к Кризису на Украине привел фактический разрыв личных отношений между лидерами западных стран и Путиным. Доверие и взаимопонимание между лидерами стран всегда играли важную роль в международной политике, примеров тому масса: дружба Аденауэра и де Голля, Рейгана и Горбачева, Путина и Буша младшего и так далее.
Но на сегодняшний день ни один из западных лидеров, по понятным причинам не обладает доверием или расположением Путина. Более того, личные отношения между европейскими лидерами и Путиным пропитаны недоверием и злорадством. Хорошим примером тому была олимпиада в Сочи.
Западные лидеры вместо того, чтобы искать общий язык с восточным соседом, устроили бойкот, воспользовавшись невразумительным предлогом о защите прав сексуальных меньшинств. Сегодня в Европе или США нет второго Саркози, который мог бы поехать в Москву и сказать: «Володя, а тебе это надо?». Председатель Европейского парламента в растерянности заявил, что на сегодняшний день даже не понятно, есть ли возможность диалога между Россией и Западом по теме Крыма. По сути, весь потенциал личных отношений, существовавших когда-то между Меркель и Путиным, был за последний год бездарно потрачен на защиту гомосексуалистов и Pussy Riot и думаю, что ни у кого нет сомнения, что этот дорогостоящий ресурс, мог бы быть сегодня использован куда как более разумным образом.
Ну и в-третьих, ключевую роль сыграло то, что европейские политики живут в мире политических, экономических и социальных иллюзий. Которые они сами же во многом и создают. В этом мире Германия не нуждается в Российском газе и атомной энергии, все украинцы стремятся к «европейским ценностям», поставки оружия сирийским «борцам за свободу» служат делу укрепления демократии, а не только производят новых сирот и вдов, обороноспособность армии определяется долей женщин-военнослужащих, а Россия – большая, темная и коррумпированная страна, интересами которой можно пренебречь.