Если разговоры на тему краха мировой гегемонии США ещё 10 лет назад звучали маргинально, то сегодня потерю США своего «реноме как мирового лидера» не стесняются констатировать даже известные американские политики.
Последние события на мировой арене очень напоминают шахматный турнир, в котором явный лидер переоценил свои возможности и попался на все «вилки» соперника сразу. Такое случается, когда играешь слишком много партий одновременно. Как Остап Бендер на шахматном турнире в Васюках.
Ещё один фронт, с которого «мировой жандарм» сегодня, судя по всему, отступает, — это Азия.
Со второй половины XX века американцы неплохо работали в регионе: контролировали островные государства, сдерживали Китай и предотвращали его сближение с СССР.
С начала XXI века Штатам стало как-то не до Азии. После вывода войск из Ирака Обама объявил азиатское направление приоритетным во внешней политике, но это заявление, как пишет журналист Financial Times, «было воспринято в Пекине — не совсем безосновательно — как плохо завуалированная попытка США укрепить военные союзы с соседями Китая».
Таким образом, вместо «смещения в Азию», мы видим отмежевание Азии от США. Влияние в азиатском регионе очевидно ослабло. Здесь и соответствующее основному тренду мировой политики возвышение Китая как «региональной державы» со всеми признаками суверенного игрока. И заметно охладевшие отношения с бывшими ближайшими союзниками — Японией и Южной Кореей.
Эти явления взаимосвязаны. Портятся отношения с союзниками — выходит из-под сдерживания Китай. И наоборот: смягчается контроль Китая — союзники перестают доверять тебе как гаранту безопасности в регионе.
Ну а дальше — неминуемое сближение Китая с Россией, которого в Америке так боялись и старались не допустить весь XX век.
Тема потери Китая и его сближения с Россией (особенно в свете последних событий на Украине) одна из самых обсуждаемых в западной прессе. Аналитики не стесняются называть этот прокол «главной стратегической ошибкой» последних лет. В материале The National Interest говорится о том, что «неуклюжая дипломатия» Обамы своими действиями хоронит всё ценное на важнейшем геостратегическом направлении и «восстанавливает против себя две ведущие державы одновременно».
Действительно, в результате украинского кризиса и возвращения Крыма были сброшены все маски не только в отношениях Москва — Вашингтон, но и в отношениях Пекин — Вашингтон и Пекин — Москва. И опрометчивые действия США в этой тонкой ситуации только усугубляют положение и «подталкивают Россию и Китай навстречу друг другу, заставляя их на время забывать о своих разногласиях».
«Отношения Вашингтона с Пекином в последнее время также стали гораздо более напряжёнными. Об этом свидетельствует недавний визит министра обороны США Чака Хейгела в Китай. Кульминацией серии довольно жёстких замечаний стало подчёркнуто резкое предупреждение министра обороны Китая Чана Ваньцюана о том, что попытки «сдержать» Китай никогда не увенчаются успехом», — пишет обозреватель.
«Даже тон высказываний американской дипломатии в адрес России и Китая порой бывает необоснованно грубым и агрессивным. Представители администрации Обамы неоднократно демонстрировали вспышки раздражения в связи с тем, что Пекин и Москва осмелились противостоять попытками США сместить сирийского лидера Башара аль-Асада и ввести жёсткие экономические санкции против Ирана. Советник по вопросам национальной безопасности Сьюзан Райс, которая в тот момент была послом США в ООН, осудила вето России и Китая в Совбезе ООН на голосовании по сирийской резолюции, заявив, что её страна испытала «отвращение», и добавив, что подобные действия являются «позорными» и «непростительными». Разумеется, это её высказывание вызвало резкую реакцию Москвы и Пекина», — добавляет он.
Китай в последние годы, участвуя в решении международных вопросов, действует осторожно и прагматично, по возможности придерживаясь нейтральной позиции. Но в некоторых ситуациях нейтральность вместо лояльности позиции США автоматически означает поддержку Москвы.
Об этом пишет издание IRNA: «Хотя китайское руководство пока официально воздерживается от выражения своей поддержки одной из сторон конфликта на Украине и призывает их всех к мирному решению проблемы, позиция Пекина в целом свидетельствует о поддержке Москвы. С началом противостояния России и Запада в связи с событиями на Украине средства массовой информации Китая и его неправительственные круги заняли пророссийскую позицию.
Даже накануне проведения вызвавшего столько споров референдума в Крыму в англоязычной газете Global Times, печатном органе Коммунистической партии Китая, была опубликована статья с призывом к официальным властям республики поддержать политику Москвы.
В отличие от западных лидеров, председатель КНР принял участие в церемонии открытия Зимних Олимпийских Игр в Сочи на фоне разгорающегося конфликта между Россией и Западом на Украине. В своём выступлении Си Цзиньпин неоднократно отметил особые, тесные отношения между Россией и Китаем, а также важность сотрудничества двух стран».
Важность сотрудничества России и Китаем и отметил министр иностранных дел Сергей Лавров накануне своего недавнего визита в КНР. А 17 апреля и сам президент РФ Владимир Путин, отвечая на вопрос режиссёра Карена Шахназарова, озвучил основные принципы российско-китайских отношений: «Отношения с КНР весьма успешны, на беспрецедентном уровне. Военная сфера и политическая. Это касается и общих подходов к оценке международной ситуации и обеспечения безопасности в мире. Мы — естественные соседи и союзники» . С Китаем торговый оборот — $ 87 млрд, и он постоянно растёт.
Слова о расширении сотрудничества и росте товарооборота подтверждаются и в сфере торговли и производства энергоресурсов, потребность в которых у Китая в минувшем году выросла на четверть.
Вернёмся к материалу The National Interest, автор которого напоминает нам о Генри Киссинджере. Он считал, что «отношения с возможными оппонентами должны быть таковыми, чтобы наши возможности в отношениях с ними были всегда более значительными, чем их возможности в отношениях между собой». То есть «Вашингтон должен сделать всё возможное, чтобы его отношения с Пекином и Москвой были более тесными, чем отношения между ними».
Таким образом, потеря контроля над Китаем, сближающимся с Россией, — серьезная проблема американской внешней политики. Потянет ли нынешняя власть её решение?
Месяц назад Мишель Обама была с визитом в КНР, играла в пинг-понг, рисовала иероглифы и, наверняка, прощупывала обстановку. На этой неделе президент США сам отправился в поездку по азиатским странам. Однако визит в Китай в рамках этой поездки не планируется. Судя по всему, восстанавливать статус-кво в регионе через прямой контакт с самостоятельным Китаем уже невозможен.