Президент России Владимир Путин на совещании в среду, посвящённом исполнению гособоронзаказа, поставил российским военным и представителям оборонно-промышленного комплекса (ОПК) задачу ускорить процесс импортозамещения при производстве и эксплуатации военной техники и вооружения. «Несмотря на то, что это будет связано с небольшими дополнительными средствами2, которые нужно будет выделять на решение проблем импортозамещения, в конечном итоге это процесс правильный. И мы должны сделать всё для того, чтобы всё, что используется оборонно-промышленным комплексом, всё, в чём нуждается оборонно-промышленный комплекс России, – всё это производилось на нашей территории и чтобы мы ни от кого не зависели ни по одному из направлений переоснащения армии и флота на новую систему вооружений».
Конкретные направления импортозамещения в российской «оборонке», очевидно, будут озвучены после серии спецсовешаний, которые будут проходить в ближайшие три дня. Однако некоторые векторы движения понятны уже сейчас. Как понятно и то, что ставка на развитие международной кооперации в производстве вооружений со странами Запада, на которую делали упор некоторые российские чиновники, не оправдывает себя. В современном мире с глобальной экономикой каждый сильный игрок по-прежнему предпочитает делать оружие сам и целиком, чтобы избежать таких рисков, как в случае с Украиной.
«Мистраль» как гвоздь европейской политики
В первую очередь, это касается производства готовых вооружений и систем. В советской армии и на флоте военной техники, произведенной в странах вероятного противника, не было вообще. В российских вооруженных силах в бытность военным министром Анатолием Сердюковым появились снайперские винтовки австрийской фирмы Mannliher, итальянские броневики Iveco, а у Франции были заказаны четыре вертолетоносца «Мистраль». Сейчас, по словам командующего ВДВ генерал-полковника Владимира Шаманова, новые снайперские винтовки для российских десантников вновь разрабатывают российские компании, оскандалившиеся на российском бездорожье итальянские броневики заменяют на отечественные «Тигры» и «Волки», а «Мистралей» вместо 4 закупается 2.
Вообще-то, от покупки французских вертолетоносцев можно было бы вообще отказаться. Причин для этого масса – начиная от неприлично высокой цены за эти изделия (600 млн евро за единицу – это вдвое больше того, чем обошлись эти корабли французскому флоту), заканчивая тем, что эти корабли, предназначенные для высадки морских десантов1 за 20 тыс миль от родных берегов, абсолютно не вписываются в военно-морскую доктрину России.
Однако, «Мистрали» - это один из «гвоздей», на котором сейчас держатся взаимоотношения Евросоюза и России по поводу Украины. Россия, несмотря на то, что, еще раз повторюсь, эти корабли ей не очень нужны, не отказалась от контракта на их приобретение. Франция, несмотря на нажим США, по-прежнему намерена достроить «Владивосток» и «Севастополь» и передать их России. «Мы регулярно и систематически выражали наше беспокойство по поводу этой продажи даже до недавних действий России на Украине, и мы будем продолжать это делать», - заявила помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд на слушаниях в Комитете по иностранным делам Палаты представителей США. В ответ министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус на днях заявил, что Париж не планирует отказываться от соглашения на поставку Москве вертолетоносцев «Мистраль» в свете принимаемых ЕС против России санкций, а влиятельное французское издание Le Monde со ссылкой на источники, близкие к президенту Франции Франсуа Олланду, написало, что французские власти считают свои обязательства по отношению к консолидированной позиции ЕС на тему Украины уже выполненными.
Как бы то ни было, наша страна, доказавшая на примере авианосца «Викрамадитья»2 (бывший ТАКР «Адмирал Горшков») для ВМС Индии, что она не разучилась строить куда более сложные корабли, чем «Мистрали», очевидно, в дальнейшем будет создавать флот на собственных верфях. При этом уже сейчас на строящихся для России вертолетоносцах часть оборудования заменяется российским. Проектом, например, предполагалось, что корабли будут оборудованы французской системой спутниковой связи Syracuse. Однако, на деле там будет стоять российская система спутниковой связи «Центавр». Она более современна и надежна, чем французская и, естественно, сводит к минимуму возможность утечки информации.
Богуслаев идет в Россию
Более сложной представляется ситуация с поставками для российской «оборонки» узлов и комплектующих из Украины. Данные по объемам этих поставок сильно различаются. По информации госкомпании «Укрспецэкспорт» (аналог российского «Рособоронэкспорта») в 1994 году Россия занимала первое место по размерам экспорта военной продукции с Украины, который составил 620 млн долларов (68 % от общей суммы украинского экспорта товаров военного назначения в тот год). В 2010 году, по данным «Укрспецэкспорта» украинский ОПК поставил своей продукции в Россию в 10 раз меньше – на сумму 63,9 млн долларов. Часть российских же экспертов утверждает, что украинский ОПК сейчас набрал и исполняет заказов для своих российских коллег на сумму 15 млрд долларов.
Как бы ни разнились эти цифры, надо признать, что российским оборонщикам придется сильно потрудиться в ближайшие 5-7 лет, чтоб заместить ряд украинских поставщиков комплектующих. Разработку и производство межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Россия уже полностью осуществляет самостоятельно в Москве («Институт теплотехники») и Удмуртии («Воткинский машиностроительный завод»). Но за КБ «Южное» (Днепропетровск) еще остается авторский надзор и продление сроков эксплуатации МБР, выпущенных на «Южмаше». ГП НПКГ «Зоря-Машпроект» из Николаева, которое исторически снабжало газотурбинными двигателями (ГТД) советский военно-морской флот, пытаются заменить рыбинским «Сатурном», который тоже имеет славную историю разработки и производства ГТД. Киевский «Арсенал», который специализируется на производстве оптических головок самонаведения ракет, очевидно, придется замещать за счет ускоренного восстановления знаменитого ранее Ленинградского оптико-механического объединения (ЛОМО).
При этом, конечно, далеко не все украинские производители оборонной продукции идут в русле политики нынешних киевских властей на полное прекращение своих поставок в Россию. Запорожский «Мотор Сич» со времен СССР делает двигатели для вертолетов Ми-8, Ми-171, Ми-24, Ми-35, Ми-26, Ми-28, Ка-27, Ка-29, Ка-32, Ка-50, Ка-52. Еще несколько лет назад российским правительством было принято решение построить собственный завод по серийному производству двигателей ВК-2500, которые являются дальнейшим развитием двигателей серии ТВЗ-117, на новой площадке «Климова» в Приморском районе Санкт-Петербурга. В конце 2012 года «климовцы» заявили о том, что из российских комплектующих ими собран первый ВК-2500, а в 2013 году таких двигателей будет собрано около 50. По словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Юрия Слюсаря, к 2016 году на территории России будет собираться порядка 350 вертолетных двигателей в год. Но «Вертолетам России» нужно ежегодно 500-550 двигателей. Поэтому в конце марта бенефициар «Мотор Сич», генеральный конструктор этого предприятия, Герой Украины Вячеслав Богуслаев приехал в Москву, чтобы вместе с российской «Объединенной двигателестроительной корпорацией» (ОДК) создать международный инженерный центр, который будет нацелен на разработку двигателей для гражданской и военно-транспортной авиации. «Сформирована программа деятельности инженерного центра на среднесрочную перспективу - до 2020 года. Сотрудничество, которое будет строиться поэтапно, предполагает совместную работу специалистов ОДК и "МОТОР СИЧ" как по существующим проектам, так и по новым инициативным разработкам. Среди них - разработка перспективного вертолетного двигателя (ПДВ), создание модификации двигателей Д-18Т серии 3 (для транспортных самолетов Ан-124-111 и Ан-124-100М), Д-436-148ФМ (для Ан-178, Ан-148Т), АИ-222 с увеличенной тягой, а также нового двигателя ПД-14, предназначенного для самолета МС-21», - сообщило ОДК. И в российском Минпромторге сейчас надаются, что это соглашение будет, действительно, работать. «Мы надеемся, что события на Украине не разломают ту «конструкцию», которую мы собирали. У нас очень большое количество совместных планов с компанией «Мотор Сич». Мы очень надеемся, что все эти планы будут реализованы», - заметил в минувший вторник Юрий Слюсарь.
Микросхема и станок
Наиболее сложной ситуация для российской «оборонки» сложилась в использовании электронно-компонентной базы (ЭКБ) и станков. Ни того, ни другого отечественного производства в нашей стране сейчас, практически, нет. «Ахиллесова пята нашего ОПК – электронно-компонентная база. Практически 70 процентов электроники в отечественной высокотехнологичной продукции – импорт. Но, во-первых, на западных поставках свет клином не сошелся и мы вполне можем задействовать другие источники приобретения электронных компонентов. Во-вторых, если нам все же окончательно «перекроют кислород», отечественная микроэлектроника быстрее начнет разработку и производство собственных образцов. Хотя, угнаться за мировыми лидерами будет достаточно сложно, ведь электронно-компонентная база практически полностью обновляется в течение трех – пяти лет» - считает вице-адмирал Валентин Власов, который с 1984 по 1992 года возглавлял Главное инженерное управление Государственного комитета экономического сотрудничества (один из предшественников нынешнего «Рособоронэкспорта»). Госкопорация «Ростех», например, уже интенсифицировала работы по созданию отечественной ЭКБ, но «догнать» в этом деле весь остальной мир будет, конечно же, непросто. Хотя Китай, например, путь американских санкций на поставку ЭКБ категорий military и space уже прошел за прошедшие 15 лет, и теперь в его космических аппаратах используется до 98% электронных компонентов собственного производства. Можно вспомнить и пример Советского Союза, у которого собственная электронно-компонентная база тоже была. «Известные ограничения на приобретение Советским Союзом ключевых зарубежных оборонных технологий успешно преодолевались. То же самое могу сказать и про оборудование для производства новых систем вооружения. Так или иначе, но мы все равно решали эти проблемы. Введение запретов, ограничивающих деятельность самодостаточного государства, обычно вызывает мобилизацию интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов всей страны, направленных на преодоление этих санкций. Особенно, если речь идет об обеспечении национальной обороны. Примеры из истории есть: Советский Союз, Китай, КНДР, ЮАР, наконец, Иран. Против них в разное время вводились те или иные международные санкции, некоторые из них продолжают действовать до сих пор. Но в военно-техническом отношении эти страны развиваются, опираясь на собственные силы и ресурсы своих союзников. Так что по большому счету любые санкции – это инструмент укрепления оборонно-промышленного потенциала страны, против которой они объявлены» - убежден Валентин Власов.