Фото: REUTERS/Amit Dave/Files
На всеобщих парламентских выборах в Индии уверенную победу одержал оппозиционный Национальный демократический альянс (НДА) во главе с националистической Бхаратией джаната партии (БДП). Победа оказалась не просто убедительной, а сверхубедительной. Достаточно сказать, что в Индии, живущей последние десятилетия в условиях коалиционного правительства, БДП удалось получить 280 из 543 депутатских мандатов в нижней палате парламента (лок сабха). Весь же альянс побил свой исторический рекорд и добрался до отметки в 330 голосов.
Главным неудачником выборов можно назвать правивший до сегодняшнего дня «Индийский национальный конгресс» (ИНК). За всю историю существования партии ее представительство в лок сабхе не опускалось ниже отметки в 115 депутатов. Теперь же у партии основателей индийского государства лишь 47 мандатов.
— Еще год назад популярность БДП и НДА была под вопросом, — рассказал специалист фонда политологических исследований Даял Сингх. — Речь можно было бы вести о вероятном появлении в стране некой «третьей силы», не ИНК и не БДП. Но оппозиции удалось сделать невозможное. Преодолев внутрипартийные разногласия, в качестве кандидата на пост премьер-министра она выдвинула Нарендру Моди, главного министра штата Гуджарат. Многие тогда считали, что его участие в кровавых межконфессиональных столкновениях 2002 года, унесших жизни сотен граждан, не позволит Моди стать общенациональным лидером. Но сейчас для избирателей главным стал его талант управленца. Возглавляемый им штат достиг лучших в стране экономических показателей. И люди надеются, что вся Индия станет как Гуджарат.
Действительно, на индийских биржах сразу после объявления о победе возглавляемой Моди партии был отмечен небывалый скачок активности.
Другой собеседник «Известий» сотрудник Института оборонных и стратегических исследований Али Ахамед уверен, что в Индии произошел классический случай протестного голосования.
— Индийцы устали от постоянных коррупционных скандалов, от того, что правительство на деле не может воплотить в жизнь большинство из обещаний и социальных программ. Бизнес-сообщество недовольно отсутствием прогресса в экономических реформах. Парадокс заключается в том, что кабинету уже бывшего премьера Манмохана Сингха эти реформы не давала проводить оппозиция. Теперь же она сама будет реализовывать по сути ту же программу.
В качестве главного уязвимого места нынешнего триумфатора Али Ахамед назвал завышенные ожидания индийского общества.
— За Моди и возглавляемую им БДП проголосовали в надежде на «сильную руку». Соответственно в случае возникновения кризисной ситуации: конфликта с Пакистаном, крупного теракта, очередных трений вокруг спорных границ с КНР — от него будут ждать использования исключительно силовых методов решения, не ущемляющих национальную гордость.
Однако, считат Али Ахамед, бизнес-сообщество, активно вложившееся в избирательную кампанию БДП, это может не устроить — бизнесменам не надо власти, которая всем диктует свою волю.
Представитель индийского Центра общественно-политических исследований Сунил Бхатия полагает, что беспроигрышным вариантом для новой власти в Индии могло бы стать развитие отношений с проверенными временем партнерами, такими как Россия.
— Многие проекты в сфере ВТС, энергетики, освоения космоса, фармацевтики с вашей страной не получали развития в связи с тем, что прежний кабинет всегда вынужден был действовать с оглядкой, — говорит эксперт. — Но, получив такое комфортное большинство в парламенте, новое правительство будет куда более решительно продвигать совместные индийско-российские инициативы.
Не секрет, что большие ожидания относительно Моди и у китайской стороны, также приготовившей большой пакет совместных экономических инициатив. Отношения же с американскими партнерами, считает Сунил Бхатия, напрямую будут зависеть от пересмотра ими подхода к выстраиванию взаимодействия с Индией. Примечательно, что до сих пор Вашингтон не озаботился изъять персону Моди из списка лиц, которым запрещен въезд в США в связи с гуджаратскими столкновениями 2002 года.