Немецкие защитники животных требуют наделить больших человекообразных обезьян правовым статусом личности. Директора зоопарков называют это "ахинеей". Кто прав?
Шимпанзе считаются ближайшими сородичами человека в животном мире. Больше 90 процентов генов у человека и шимпанзе идентичны. Это - одна из причин, почему именно они, наряду с другими человекообразными обезьянами - орангутангами и гориллами - столь популярны у посетителей зоопарков. У вольеров с этими приматами всегда многолюдно. Позор! - считают члены "Проекта больших человекообразных обезьян" (Great Ape Project, GAP). Потому что жизнь в зверинце совершенно не соответствует природе этих обезьян, - убеждены в международной некоммерческой организации, которая борется за фундаментальные права высших приматов: право на жизнь, личную свободу и защиту от истязаний.
Немецкая секция GAP требует закрепить права больших человекообразных обезьян в конституции Германии. Только что в ФРГ стартовала новая инициатива под названием "Основные права для человекообразных обезьян" ("Grundrechte für Menschenaffen"). Ее сторонники отстаивают право горилл, орангутангов и шимпанзе на самоопределение. Цель инициативы - добиться наделения высших приматов правовым статусом личности, каковым обладает человек.
В гостях у приматов
В Берлине были представлены результаты исследования, которые затем опубликовал целый ряд немецких СМИ. Изыскание провел руководитель немецкой секции GAP- психолог, автор научно-популярных книг Колин Гольднер (Colin Goldner). Два с половиной года посвятил он данной проблеме. За это время защитник прав животных посетил все 38 зоопарков Германии, где скрупулезно изучал условия, в которых живут человекообразные обезьяны.
И вот к какому выводу пришел ученый: новый минимум требований к ветеринарно-санитарному содержанию млекопитающих в зоопарках, недавно выработанный министерством сельского хозяйства Германии, в 23 немецких зоопарках не соблюдается. Гольднер называет такое положение "катастрофическим".
"Больше всего меня потряс больной вид томящихся в тесных клетках животных, которые 90 процентов своего времени вынуждены проводить в помещении и страдать от смертельной скуки, - поделился своими впечатлениями Гольднер на пресс-конференции в Берлине. - Лишь за немногими исключениями условия содержания в зоопарках - жуткие. У многих животных наблюдаются симптомы сильных психических расстройств. Чтобы предотвратить агрессию друг против друга, их нередко накачивают психотропными препаратами".
Адвокат для шимпанзе
Колин Гольднер и его единомышленники хотят добиться того, чтобы содержание человекообразных обезьян в неволе было запрещено немецкими законами, как и охота на приматов, как и привлечение их в качестве подопытных животных. Но кто будет выступать в роли защитников юридических прав высших приматов в случае, если в конституцию и законодательство будут внесены изменения?
Ученого подобный вопрос не смущает. "Существуют же профессиональные адвокаты по оказанию помощи несовершеннолетним, так почему у нас не может быть юристов, представляющих интересы больших человекообразных обезьян, в том числе и в суде?" - говорит Колин Гольднер.
Для внесения изменений и дополнений в конституцию Германии необходимо квалифицированное большинство в две трети голосов депутатов бундестага и две трети голосов бундесрата - палаты федеральных земель. Но немецкие политики не воспринимают серьезно требования внести в Основной закон ФРГ изменения, которые бы юридически приравняли человекообразных обезьян к человеку. А Ассоциация директоров немецких зоопарков (Verband Deutscher Zoodirektoren, VDZ) заявляет о том, что она категорически не приемлет требования организации "Проект больших человекообразных обезьян".
Заявления GAP о якобы "катастрофических" условиях содержания человекообразных обезьян во многих немецких зоопарках их директоры назвали "ахинеей". С их точки зрения, для такого вывода нет никаких научных оснований.