В ноябре 2013 года депутат Верховной Рады Украины и заместитель главы фракции тогда еще правящей Партии регионов Михаил Чечетов выступил с фантастическим заявлением. Он предложил Европе, добивающейся освобождения из тюрьмы экс-премьера Юлии Тимошенко, выкупить ее за 20 миллиардов долларов.
«Хорошо быть добреньким за чужой счет, - заявил Чечетов в телевизионном интервью. - Но коль в 20 миллиардов долларов обошлось решение по газу, то если Европа просит так – пусть эти деньги вернет нам. Цена вопроса – всего лишь 20 миллиардов».
Сумму в 20 миллиардов долларов, якобы, потерянную Украиной в результате крайне невыгодного газового контракта с Россией, впервые назвал тогдашний премьер-министр Николай Азаров. И ведь многие украинские политики всерьез рассчитывали, что Европа может пойти на этот явный шантаж.
Памятна история, рассказанная бывшим главой президентского секретариата Олегом Рыбачуком о том, как президент Украины Виктор Янукович во время личной встречи предложил канцлеру ФРГ Ангеле Меркель «выкупить» Тимошенко за 7 миллиардов долларов. «Мне советник Меркель рассказал, что она долго приходила в себя, а когда пришла в себя, перестала с здороваться с Януковичем», — сообщил Рыбачук.
За прошедшие полгода на Украине много что изменилось. Разбежались и попрятались герои прошлых дней: Янукович, Азаров, Чечетов. Однако трепетное отношение к деньгам, какая-то наивная убежденность, что перед Украиной все в долгу - перешла по наследству к новым киевским властям. Во всяком случае так можно понимать их комментарии по состоявшемуся в Берлине второму раунду трехсторонних переговоров о проблеме газового долга.
Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, который и был инициатором этих переговоров, оказался чрезмерным оптимистом. Сразу после завершения встречи он заявил, что от украинской стороны удалось добиться согласия на частичное погашение долга в размере 2 миллиардов долларов и аванса за будущие поставки в 500 миллионов долларов.
Два миллиарда долларов - в четверг и 500 миллионов - 7 июня. Государство Украина должно дать согласие на перевод этих денег. Украина - независимое государство, решение за ней и за правлением «Нафтогаза», - отметил Эттингер, - Мы предусмотрели срок - до среды вечера сообщат, как мы будем действовать дальше. Если обе стороны согласны, «Нафтогаз» с поддержкой украинского правительства готов в четверг в качестве задатка заплатить сумму 2 миллиарда долларов на счет «Газпрома». И, таким образом, украинская сторона дает ясный сигнал своей ликвидности».
Гюнтер Эттингер давно опекает нынешних украинских политиков. Он сыграл немалую роль в выделении Киеву кредита МВФ в 3,2 миллиарда долларов и помощи от ЕС в 100 миллионов евро. Но все же еврокомиссар пока плохо понимает психологию тех, кто захватил власть в стране. Никто из них не собирается доказывать свою кредитоспособность и договороспособность. Деньги получены - всем спасибо, платить по счетам — извините!
И.о. премьера Арсений Яценюк, министр финансов Александр Шлапак и министр энергетики Юрий Продан не стали дожидаться четверга и пятницы, а сразу же начали придумывать причины, по которым Украина не может выплатить газовые долги России.
Яценюк, например, заявил, что это Москва должна вернуть Киеву 1 миллиард долларов за газ, который находился в хранилищах крымского «Черноморнефтегаза».
«Мы хотим услышать ответ от России, в том числе и в вопросе возвращения Украине 2,2 миллиарда кубометров газа, — подчеркнул и.о. премьера. — Это в ценах российского «Газпрома» — 1 миллиард долларов».
Пресс-секретарь «Черноморнефтегаза» Валерий Котенев ранее уже объяснял незадачливому политику, что емкость единственного в Крыму Глебовского подземного газохранилище составляет всего 1,2 миллиарда кубометров газа.
«Никаких 2 миллиардов кубометров газа, о чем говорят украинские власти, нет. Тем более, что эта цифра почти вдвое превышает емкость газохранилища. Если есть полулитровая бутылка, в нее литр не зальешь. Поэтому претензии Минэнерго Украины к нам необоснованны», – подчеркнул Котенев.
Но логика ни при чем, когда нужен повод открестится от долгов и обвинить оппонента в нечестной игре. Примерно также действует министр финансов Украины Александр Шлапак. Накануне вчерашнего заседания правительства он заявил, что Киев готов оплатить долг только тогда, когда Россия назовет новую цену на газ. Но эта российская цена, по мнению министра, может быть только одна - 268,5 доллара за 1000 кубометров.
«Мы готовы заплатить после того, как Россия нам подтвердит цену газа на дальнейшее, но предложения, которые высказываются сейчас: вы заплатите, а потом начнем говорить, нас не устраивают, — заявил Шлапак. — Если нет такой договоренности, ничего платить не будем».
А министр энергетики Украины Юрий Продан сообщил после переговоров, что никаких конкретных договоренностей не достигнуто, но есть надежда на продолжение консультаций. Такое впечатление, что Продан и Эттингер были на разных переговорах и каждый из них услышал только то, что хотел слышать.
Все эти заявления украинских политиков вынудили главу «Газпрома» Алексея Миллера признать, что значительные риски по оплате долга Украиной в обозначенные сроки остаются.
«Это просто говорит о том, что риски, которые есть по оплате газа Украиной до пятницы, сохраняются. Конечно, надежда умирает последней, но я думаю, при том, как шла пресс-конференция министра энергетики Украины, все почувствовали, что риск есть и риски существенные», — отметил Миллер.
А потом он, как тренер российских хоккеистов Олег Знарок в предпоследнем матче чемпионата мира, не смог сдержаться. «Это просто уму непостижимо. Мы исполняем все свои контрактные обязательства, поставляем газ на Украину. Поставили газа уже более 10 миллиардов кубометров, и ни одного доллара не заплачено. Конечно, это не может продолжаться бесконечно. Поэтому мы ожидаем, что Украина начнет платить именно с тех сумм, по которым достигнута договоренность, — 2 миллиарда долларов плюс 500 миллионов в счет поставок газа за май», — заявил глава «Газпрома».
Думается, что во время этих слов был бы уместен и тот самый жест...