Германии могут понадобиться кредиты для финансирования модернизации бундесвера на 100 миллиардов евро, что может оказаться неконституционным.
Планы федерального правительства Германии по модернизации своих слабеющих вооруженных сил еще только предстоит реализовать.
Германии с трудом удается достичь оборонного бюджета в размере 2 % ВВП, установленного НАТО в качестве минимального, а планы потратить 100 млрд. евро на развитие вооруженных сил, о которых объявил канцлер Шольц, застопорились.
Большую часть из 100 миллиардов евро правительство тратит на закупку вооружений, на поставку которых уйдут годы, в то время как отчеты из года в год сообщают о постоянном ухудшении условий труда в немецкой армии, нехватке техники и все возрастающем дефиците личного состава на фоне неудачных компаний по набору персонала.
Самая большая проблема с развитием немецких вооруженных сил заключается в том, что большая их часть не финансируется из бюджета. Кабинет Шольца пытается решить проблему 2-процентного расширения обороны в НАТО посредством финансирования, которое может быть признано неконституционным.
Правительство хитростью оформило эту огромную сумму не как кредит, а как «специальный внебюджетный фонд». Легендарный лимит заимствований в Германии был закреплен в конституции после окончания мирового финансового кризиса в 2008 году, поэтому правительствам приходится искать лазейки для дополнительного финансирования.
Это похоже на знаменитый «фонд рационирования» (продовольственный фонд) (для которого было заимствовано 200 миллиардов евро, чтобы уменьшить последствия энергетического кризиса) и ряд других внебюджетных источников, которые могли быть созданы только в случае катастрофы или чрезвычайной ситуации. Хитрость заключалась в том, что, поскольку деньги помещались во внебюджетные фонды, на бумаге создавалось впечатление, что они не взимаются у государства.
Федеральное аудиторское ведомство предостерегло от подобной практики. «В случае со специальными фондами государство берет в долг тем же способом, поэтому они являются федеральным долгом, даже если называются иначе», — заявил президент ведомства Кай Шеллер, добавив, что правительство Германии тревожно часто использует специальные фонды, за которыми отсутствует парламентский контроль.
100 миллиардов евро, выделенные на развитие вооруженных сил (которые также отвечают за достижение правительством целевого показателя финансирования НАТО в 2 процента от ВВП), будут использованы до последнего цента к 2027 году. Министр обороны Борис Писториус начал потихоньку лоббировать выделение средств, но пока его усилия упираются в тупик.
Политическая платформа Шольца, Социал-демократическая партия (СДПГ), сейчас говорит то же самое, что и «Зеленые» во главе с Хабеком: Германия должна ослабить лимиты долга, если она хочет, чтобы расходы на оборону в ближайшие годы оставались выше целевого показателя НАТО. Сопредседатель СДПГ Ларс Клингбейл заявил, что они намерены реформировать лимит долга после обеспечения безопасности страны.
Однако решимости правительства может оказаться недостаточно: для повышения потолка госдолга необходимо большинство в две трети голосов в Бундестаге, а этого, скорее всего, не произойдет.
Оппозиционные консервативные христианские демократы (ХДС) исключили возможность голосования за такую меру, а третья партия в светофорной коалиции, Свободная демократическая партия министра финансов Кристиана Линднера, известная своей жесткой экономией бюджетных средств, также отвергает любое вмешательство в конституцию.
Первоисточник: www.rmx.news
Источник перевода: newsstreet.ru