В эфире радио France Culture французский писатель, журналист и этнолог Эммануэль Тодд сравнил политику ЕС со сверхновой звездой, которая вспыхивает перед тем, как погаснуть.
– Так странно, что Европа, которая демонстрирует признаки своего распада, продолжает вести экспансионистскую политику, – говорит Тодд. – Под Европой я подразумеваю Германию, Польшу и частично Швецию. Эта Европа похожа на сверхновую звезду – она, как эти звезды, которые очень ярко светят перед тем, как взорваться. У меня есть некое предчувствие, что Европа найдет свою смерть в степях Украины!
Тодд вспоминает, как распадался СССР, а ЕС в то же время объединялся посредством Маастрихтского договора. Сегодня же, по мнению публициста, разлагается именно Европа, тогда как Россия встает на ноги.
– У русских есть то, чего у нас больше нет, – говорит писатель. – Мы живем в такой системе, где люди больше ни на что не надеются. Конечно, зарабатываем больше и живем лучше, но русские вновь почувствовали гордость за свою нацию. Результаты европейских выборов показали, что французы сейчас очень нуждаются в таком чувстве гордости за свой народ.
В то же время Тодд признается, что из-за лживого и одностороннего освещения российских событий главной французской газетой Monde французы не хотели верить, что Россия встает на ноги. В 90-х российская система находилась на стадии развала.
– Теперь же в России, – подчеркивает Тодд, – упала детская смертность, увеличилась рождаемость, миграционный баланс стал позитивным, население перестало сокращаться, безработица снизилась до 4%, даже сельское хозяйство России вернулось на международные рынки. Мы были ослеплены этой дурацкой русофобией, или "путинофобией", если хотите, – и мы не заметили возвращения крупного игрока на международную и европейскую арену.
Украина, по мнению Тодда, – это не просто несостоявшееся государство, это несостоявшееся общество. Ее население будет только уменьшаться.
– Украина будет и дальше распадаться из-за Европы. Россияне хотели установить контроль над частью Украины, но скорее с намерением реконструировать страну и включить ее в единую систему. Чем теснее Украина будет сотрудничать с Западом, тем больше специалистов и выпускников вузов ее покинут. Украинцы удовлетворят потребности германской экономики в квалифицированной рабочей силе, а также и их демографические потребности.
Подводя итог, этнолог отметил, что "люди не интересуются состоянием мира в таких восточноевропейских странах, как Румыния, Украина и Польша. Это зона насилия и отсутствия государственности, где нет грамотной государственной элиты со времен еврейского геноцида. Во Львовской области неонацисты набирают более 30% голосов, и это все очень плохо пахнет. И творится там нечто пагубное для Европы".