Так получилось, что последний год я жил и работал в Европе. В Швеции и Голландии.
До этого я уже бывал там, путешествовал, но мне всегда казалось, что парадная картинка, которую мы видим за три дня пребывания, скажем в Амстердаме, не совсем соответствует той реальности, с которой сталкиваются обычные люди каждый день. Ведь совершенно непонятно, чем они живут, чем дышат, что их волнует. И от восторженного «ах какой прекрасный город» до суровой (а может быть и нет) действительности примерно столько же, сколько от событий в Славянске до «чеченских боевиков Кадырова, воюющих против доблестной украинской армии». Я всегда был и остаюсь уверен: чтобы хотя бы отчасти понять другую страну, узнать, так ли хороша жизнь, каковой она кажется из-за стекол туристических автобусов, необходимо пожить там, потереться, поработать, выпить пива с коллегами и новыми приятелями. И уж потом делать выводы.
Собственно, в этом отношении тот годовой проект, на котором я работал, подходил идеально. Год назад я с интересом улетал в Швецию и сейчас с радостью вернулся в Москву. От моих друзей и знакомых в разных вариациях и последовательности я слышу, в основном, два вопроса: «Как тебе вообще в России после Европы?» и «Почему ты не остался там? Мы думали, ты не вернешься».
Здесь, на самом деле, все довольно просто. И оба эти вопроса очень взаимосвязаны.
Одна из главных причин, почему я согласился поехать туда – мне было интересно понять – что же такого благословенного в том заповедном краю, куда так мечтают попасть многие, кстати, и из моих друзей. И готовы отказаться ради этого от своей Родины. Вспомните, сколько тысяч раз за последние 20 лет нам говорили о том, что западная модель развития общества – эталон, к которому надо стремиться любой ценой, что у нас все должно быть «как в развитых странах»? Так что же это на самом деле: реальность или дополнение к мифам и легендам Древней Греции?
В современный век высокотехнологичных иллюзий и лжи, тотальной дезинформации и двоемыслия ответить на какой-либо вопрос можно только увидев это собственными глазами (а еще желательно потрогать, потому что и глаза теперь довольно часто врут).
Да, в Европе, в Голландии в частности, несколько мягче климат, чище дороги и ухоженнее домики. Европейцам удалось организовать для себя комфортную жизнь. Их зарплаты больше (в Старой Европе младоевропейцам перепадают объедки с барского стола), машины дороже, дороги лучше, уровень жизни выше. Спорить с этим не имеет смысла, все это видно даже при первом приближении.
В то же время там живут люди с точно такими же проблемами, как и у нас. Вы знаете, например, что в Голландии сейчас вообще-то довольно сложно найти работу? И люди с высшим образованием работают продавцами в магазине? Что рынок труда наводнили «маркетологи» и «специалисты по связям с общественностью», а вот найти хорошего инженера практически невозможно? Что в Амстердаме за месяц парковки около дома надо платить по 200-300 евро (и то, сначала нужно отстоять очередь, чтобы попасть в список счастливчиков, кому это разрешение продадут), а обслуживание машины настолько дорогое, что больше одной машины на семью, как правило, не покупают? И на той ездят исключительно по выходным. Ибо бензин стоит 80 рублей. Разве у нас это так?
А медицинское обслуживание в Швеции повергает в шок переехавших туда русских. Тебя начнут лечить, только когда ты совсем будешь при смерти, а до этого будут отправлять домой, чтобы ты лечился всякими травками. И вообще, «подожди недельку, может оно и само все пройдет». И таких примеров достаточно.
Уровень жизни там выше, но совсем не настолько, как принято считать. А еще почему-то задумываешься о том, что все «благополучие» Европы оплачено, во-первых, проеданием средств будущих поколений. И во-вторых, неблагополучием во многих других странах, разбросанных по всему земному шару. По сути, единственная экономическая модель, которую Запад смог построить – это все тот же хищный капитализм, только жертвами его становятся граждане не своей, а чужих стран. При том, что как только в чужих странах грабить не получается, вектор ограбления разворачивается уже в сторону собственных граждан. И то довольно заметное снижение уровня жизни европейцев, безработица, сворачивание социальных программ, повышение пенсионного возраста и налогов тому прямое подтверждение.
Мог бы я остаться там? При желании – мог бы. Но не захотел. Потому что не нашел ответа на вопрос – ради чего стоит покидать свою Родину. А последние события в Сирии, Ливии и на Украине сбросили маски с наших «западных партнеров». Запад показал, что единственная модель мирового устройства, которая для него приемлема – это эксплуатация всего мира «белыми человеками». Т.е. европейцами и американцами. Что ни о каком партнерстве, равноправии и прочих «свободах» «небелым человекам» можно даже и не заикаться. А это значит – мир снова вступает в эпоху открытой конфронтации. И больше нельзя будет сказать, что страна проживания не имеет значения, ведь все страны вроде как «партнеры» и работают в единой мировой экономике.
Эта мысль была популярна у нас в 90-е, но ее время в силу того, что в это наивно верили только мы, ушло. Это значит, что пришло время выбирать, на какой стороне истории будет находиться каждый из нас. На «правильной», где двоемыслие достигло небывалых высот, неугодные правительства отдельных стран уничтожаются из корыстных интересов, а «правильную» версию событий озвучивает всеми любимая Джен Псаки? Или на стороне тоталитарной России, выступающей за многополярный и равноправный мир, последовательно пытающейся спасти то, что когда-то называлось «международным правом».
Запад открыто признал, что будет бороться против становления России как независимого центра силы. Любыми способами. Будь то финансирование бандподполья на Северном Кавказе, война против наших союзников в Сирии или развязывание гражданской войны на Украине. Можно ли в такой ситуации оставаться «там», работать на их экономику, понимая при этом, что их победа – это неизбежное уничтожение твоей Родины? Мне было совсем несложно делать выбор.
Да, Россия далеко не идеальна. Пока еще нет четко сформулированной идеологии, нет понимания, какое общество в конечном итоге мы хотим построить. По-прежнему существует множество внутренних противоречий. Очень многое предстоит сделать в сфере образования и воспитания, в экономической сфере, реализовать десятки инфраструктурных и промышленных проектов, освоить колоссальные незаселенные территории Дальнего Востока и Сибири…
Но тем, кто хочет видеть, понятен тот громадный потенциал, которым обладает наша страна. Потенциал, который необходимо использовать во благо наших людей. И во благо всего мира, являясь гарантом более справедливого мироустройства. Потому что бессмысленно пытаться построить благополучное общество на отдельно взятой части суши. Пусть даже и на 1/7, потому что рано или поздно проблемы, находящиеся вовне, затронут и нас.
Чтобы воплотить в жизнь те сверхзадачи, которые стоят перед нашей страной, потребуются сотни тысяч высококвалифицированных специалистов. И это же открывает огромные перспективы для каждого из нас. Дает шанс реализовать себя, своими руками помогать рождению нового мира. Именно поэтому мое место здесь.
Именно поэтому я возвращаюсь домой.