Подписание Молдавией соглашения об ассоциации с ЕС, назначенное на 27 июня, может осложнить не только ее торговые отношения с Россией. Договор создает существенные риски по перетоку трудовых мигрантов, считают в Минэкономразвития.
Поэтому в ведомстве не исключают, что Россия может отменить льготный миграционный режим для Молдавии, рассказал РБК глава департамента министерства по сотрудничеству со странами СНГ Александр Цыбульский, который с 9 по 11 июня едет в Молдавию на межведомственные переговоры о будущих торгово-экономических отношениях.
Молдавия планирует 27 июня подписать соглашение с Евросоюзом о создании зоны свободной торговли (ЗСТ), уже парафированное в ноябре прошлого года. Этот документ, по мнению российских чиновников, входит в противоречие с аналогичным соглашением стран СНГ.
Ранее министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Слепнев заявлял РБК, что это может повлечь осложнения в торговле, схожие с украинско-российскими. И он, и замминистра экономического развития Алексей Лихачев отмечали, что Москва повысит пошлины для товаров из Молдавии, если увидит угрозу роста серого импорта из Евросоюза.
В Минэкономразвития, отметил Цыбульский, проанализировали текст будущего соглашения Молдавии с ЕС и сделали вывод, что оно заметно повлияет на экономические отношения двух стран - причем больше на Молдавию, чем на Россию. Москва, по данным Минэкономразвития, является ее основным торговым партнером: на ее долю в 2013г. пришлось 18% внешнеторгового оборота Молдавии (без учета Приднестровья). При этом в российском внешнеторговом обороте доля Молдавии - около 0,2%.
Кроме торговых пошлин, может ужесточиться и миграционный режим, не исключает Цыбульский. Сегодня молдавские специалисты могут находиться в нашей стране без регистрации до 90 дней, но риски возрастания миграционных потоков могут заставить Россию уйти от льготного режима, рассуждает он.
"Если они открывают или упрощают визовые отношения с ЕС, то у нас возникают риски по перетоку трудовых мигрантов, рабочей силы. Поэтому здесь мы можем тоже уйти от этого льготного режима и перейти в нормальный, с регистрацией", — говорит чиновник.
В апреле 2014г. между Молдавией и ЕС начал действовать безвизовый режим, но с некоторыми оговорками. В частности, граждане Молдавии не получили права на работу в Евросоюзе. Кроме того, для въезда в ЕС им все еще требуется оформлять некоторые документы, например, подтверждать платежеспособность. По словам Цыбульского, сегодня Молдавия открыта для ЕС в режиме "автономных преференций". Окончательный переход к безвизовой системе изменит все.
А торговая либерализация режима с ЕС дополнительно активизирует поток мигрантов. "Если начнется торговля беспошлинная, то это приведет к активизации, в том числе и рабочей силы", — отмечает Цыбульский. Поэтому, сказал он, российские власти будут рассматривать меры по ужесточению режима миграции, и это тоже будет предметом обсуждения на переговорах.
Получить оперативный комментарий Федеральной миграционной службы РБК не удалось. Для Молдавии вопрос трудно назвать малозначимым. "На сегодняшний день трудовые мигранты перечисляют в экономику Молдавии 1,7 млрд долл. ежегодно, только по официальной статистике. А по неофициальной — как минимум в два раза больше. Это до 40% молдавского ВВП", — замечает Цыбульский.
Недешево обойдутся Молдавии и институциональные преобразования, которые она должна будет провести в своей экономике в связи с соглашением с ЕС. По расчетам экспертного сообщества, основанным на данных РАН, сумма затрат составит 2,5 млрд долл., сообщил Цыбульский. "С учетом не самого лучшего положения молдавской экономики, огромного отрицательного торгового баланса — больше 4 млрд долл. — неизвестно, откуда экономика возьмет эти деньги. Это нагрузка на инвесторов, представителей бизнеса", — полагает он.
Кроме того, Москву беспокоит "непонятный статус" Приднестровья, добавляет чиновник. Основные риски у России не экономические, она опасается дестабилизации положения в Молдавии, резюмирует он. Главный риск — получить на границе очередной конфликт, развивающийся "по украинскому сценарию".
Поэтому делегация Минэкономразвития едет, чтобы "на берегу" предупредить партнеров о том, что риски велики. "Если они видят их хеджирование, то мы хотим понять, каким образом", — говорит Цыбульский. Для российской стороны, по его словам, решение проблем пока неочевидно.
Елена Малышева