Участники дискуссии "Беларусь через призму украинских событий", прошедшей в Варшаве, оценили для DW суть политики, которую Минск проводит по отношению к Украине.
Минск демонстрирует по отношению к Киеву политику, явно отличную от Москвы. О поддержке новой украинской власти белорусский президент сообщил еще в марте, принимая на территории Беларуси председателя Верховной рады Украины Александра Турчинова. Александр Лукашенко одним из первых поздравил Петра Порошенко с победой на президентских выборах и поехал в Киев на его инаугурацию, на которой отсутствовал российский президент.
Эксперты - участники варшавской дискуссии "Беларусь через призму украинских событий", прошедшей на текущей неделе, объяснили DW, чем вызвана готовность Минска к сотрудничеству с Киевом, и насколько внешнеполитический курс Беларуси можно считать независимым от Кремля.
Возможности маневра
"Вне зависимости от того, как будут развиваться отношения Украины с Россией, Александр Лукашенко заинтересован в хороших контактах с Киевом", - заявил DW аналитик варшавского центра восточных исследований (OSW) Войцех Конончук. Во-первых, потому что Минску нужна страна-соседка, которая находится в тесных отношениях с ЕС и которая сможет проводить суверенную внешнюю политику. Во-вторых, Украина - один из важнейших партнеров Беларуси, куда идет 10 процентов экспорта, и стратегической отраслью является продажа нефтепродуктов. Этим Конончук объясняет столь быстрое нахождение понимания с Киевом после революции на Майдане.
Поэтому он считает ошибочными мнения некоторых экспертов, полагающих, что белорусские власти налаживают связи с Украиной исключительно по согласованию с Кремлем. По мнению аналитика OSW, не стоит считать, что внешнеполитический курс Минска ограничен Москвой, и что Минск боится гневной реакции России. Он приводит пример непризнания аннексии и независимости Южной Осетии и Абхазии, которого добивалась от Беларуси Россия. Из этого же ряда заявления Лукашенко о необходимости сохранить целостность территории Украины.
"Так что мы не раз убеждались в том, что Беларусь не является полным вассалом России, и возможности маневрирования в восточной внешней политике у нее есть", - подчеркивает Конончук. Ограничения, по его словам, существуют скорей на западном направлении - из-за блокады отношений с Западом, которую "Минск стремится прорвать и в последнее время ищет пути к возобновлению диалога с ЕС и США". В таком контексте аналитик предлагает рассматривать визит Лукашенко 12 июня в Сербию, организованный, как подчеркнул Конончук, по инициативе белорусской стороны на основе двусторонних связей.
Несоответствие риторики
Но эксперт по Беларуси и автор книги "Система Беларусь" Анджей Почобут призывает отличать риторику Лукашенко от реальных действий. Он напомнил, что в марте Беларусь в числе 11 стран заняла позицию России и не проголосовала за резолюцию о территориальной целостности Украины. Кроме того, когда России потребовался милитаристский ответ на развитие ситуации на Украине, на белорусской территории бепрепятственно появились российские военные самолеты в дополнение к тем, которые уже состоят на боевом дежурстве Беларуси.
"Лукашенко не раз говорил, что его позиция согласована с Россией, и в этом ему стоит верить", - говорит Почобут. В то же время он считает, что действия Кремля в отношении Украины – аннексия Крыма и поддержка сепаратистов – серьезно напугали главу Беларуси. "Если бы Путину удалось осуществить план по отторжению юго-востока Украины, то перспективы сохранения независимости Беларуси были бы достаточно иллюзорными", - убежден эксперт.
Он подчеркивает, что на протяжении 20 лет Минск ловко торгует своей внешней политикой исключительно в расчете на российские дотации. Поэтому и поездку белорусского руководителя в Белград под флагом налаживания отношений с ЕС, и обещания поддержки Украине "стоит оценивать исключительно как желание надавить на Россию с целью получения новых преференций", которых, как считает Анджей Почобут, Запад ему предоставлять не собирается.
В поисках выгоды
А президент варшавского Центра социально-экономических исследований "Case-Беларусь" Серж Навродский указывает на экономический аспект заявлений Лукашенко по Украине. Белорусские власти понимают, что нельзя терять украинское направление при таком большом товарообороте между двумя странами. Кроме того, Минску хотелось бы знать, насколько изменится характер торговли между Украиной и Европой после подписания Киевом экономической части соглашения об ассоциации с ЕС, намеченного на конец июня.
По словам экономиста, не исключено, что если Россия введет санкции против украинских товаров или частичные квоты на них, то все товарные потоки "серого импорта" с Украины хлынут на Беларусь и далее на российскую территорию. "Чтобы сделать этот процесс легальным, Минск может изменить свои технические и процессуальные регламенты, касающие пересечения границ и растаможки грузов, создать логистические центры", - полагает эксперт. Он считает, что получить согласие России на такой вариант транзита товаров вполне возможно, ведь россияне тоже могут извлечь из этого свою прибыль. "И для Беларуси - это большой кусок экономики, так как речь идет о миллиардах долларов", - говорит Серж Навродский.
"На волне поддержки Украины белорусская дипломатия пытается оживить контакты с ЕС, и это напоминает аналогичное потепление 2008 года, которое оказалось безрезультатным, так как для Лукашенко это было всего лишь игрой", - замечает Анджей Почобут. Но даже если рассматривать это как игру, которую Минск в очередной раз пытается навязать России и ЕС, то выгоду для Беларуси в этом все же найти можно, считает Войцех Конончук. "При этом белорусский президент остается автократом, он может налаживать двусторонние связи с отдельными европейскими странами, но привечать его ни в Брюсселе и в Варшаве уж точно не будут", - уверен польский аналитик.