На фото: последние американские военные покидают базы «Сабит Кадам» и «Нолай» в афганской провинции Гильменд (май 2014 г.). Учитывая, что американская военная помощь странам Центральной Азии была напрямую связана с предоставлением США доступа к Афганистану, по мере сворачивания афганской миссии начал сокращаться и объем помощи. (Фото: Министерство обороны США/ Лэнс Дэриэл Бьёрндэл)
В отчете [10] детально описаны расходы в рамках Статьи 1004 Закона о расходах на оборону (Section 1004 of the National Defense Authorization Act), позволяющей Министерству обороны США обучать и оснащать иностранные силы по обеспечению безопасности, вовлеченные в программы по борьбе с торговлей наркотиками. В 2012 году Пентагон, по всей видимости, считал Центральную Азию приоритетным регионом, особенно Кыргызстан и Таджикистан. Однако, судя по новым данным, теперь все в корне изменилось.
Новые данные охватывают лишь первую половину текущего финансового года (по американским стандартам, с октября 2013 по март 2014 гг.). По сравнению с данными за 2012 год [11], помощь всем странам центральноазиатского региона очень резко сократилась (даже учитывая, что новый отчет охватывает лишь шесть месяцев, в предыдущий – весь год).
Казахстан: с $8,7 млн до $187 тыс
Кыргызстан: с $21,3 млн до $1,2 млн
Таджикистан: с $15,4 млн до $1,1 млн
Узбекистан: с $5,7 млн до $156 тыс
Обучение в рамках данной программы было нацелено в основном не на военных, а на службы безопасности, такие, как ГКНБ. В 2012 году обучение прошли 350 сотрудников ГКНБ из Таджикистана и 100 из Кыргызстана. (Напомним, что именно сотрудники ГКНБ Таджикистана арестовали изучающего политические процессы ученого Александра Содыкова, обвинив его в шпионаже).
Учитывая, что сокращения коснулись всех без исключения стран региона, надо полагать, что было принято решение о лишении Центральной Азии приоритетного статуса. (На сайте бесценного издания Security Assistance Monitor [12], опубликовавшего последние данные, также можно ознакомиться с тенденциями по расходам в рамках Статьи 1004 по всему миру).
Анализ американской помощи (особенно Кыргызстану и Таджикистану, например) за последние несколько лет показывает, что, во-первых, ассигнования по Статье 1004 составляли значительную, часто даже большую часть общего объема военной помощи странам Центральной Азии, а, во-вторых, размер помощи очень менялся из года в год. Например, США предоставили Таджикистану помощи по Статье 1004 на сумму $17 млн в 2008 году, всего $1,3 млн в следующем, а затем опять $15,6 млн в 2010 году. Поэтому, нынешнее сокращение может быль лишь временным.
Учитывая, однако, что военная помощь была столь напрямую связана с предоставлением США доступа к Афганистану, неудивительно, что, по мере сворачивания афганской миссии, будет падать и объем помощи. Между тем Россия значительно увеличивает военную помощь государствам региона, опять-таки, особенно Кыргызстану и Таджикистану.